Чем ты занималась до курса?
Я кандидат политических наук, занималась экологической политикой в сфере международных отношений. До курса я 13 лет проработала в МГУ — преподавала и была ученым секретарем факультета. В последний год работы в МГУ я менеджерила обновления бренда факультета и взаимодействовала с дизайнерами. Это показалось мне тем, что я могу делать с не меньшим удовольствием. Я очень долго выбирала направление в дизайне — попробовала и дизайн интерьера, и коммуникационный дизайн. В итоге пришла к UX/UI. Он привлек меня сочетанием аналитики, психологии и дизайна. К тому же мне было очень важно работать в команде.
Учиться заново непросто, а менять сферу страшно, но мне давно хотелось более творческой деятельности. Мне не было сложно уйти из сложившегося статуса — я была готова променять руководящую позицию на то, от чего я кайфую.
Научитесь проектировать удобные интерфейсы для сайтов и мобильных приложений. Сможете зарабатывать от 90 000 ₽ на уровне Junior и быстро вырасти до Middle-дизайнера с доходом от 160 000 ₽.
Расскажи о кейсе «Моторики». Почему ты выбрала его?
Нашей задачей было создать прототип и редизайн существующего приложения Motorica Start, а также сделать настройки более гибкими и предусмотреть случаи, когда используется сразу несколько протезов.
В приложении от «Моторики» меня привлекли новизна и сложность исследовательского вопроса. Для меня важно делать вещи, которые серьезно улучшают жизни пользователей. Это такой кейс, с которым, может быть, никогда в своей карьере и не поработаешь. А сам стейкхолдер был очень отзывчивый и увлеченный.
Как у вашей команды появилась идея встретиться вживую со стейкхолдером?
Нам нужно было буквально пощупать сам протез, посмотреть, как он работает, потому что это такой девайс, который никто из нас ни разу в жизни не видел. И, конечно, у нас было много вопросов. Нам было важно пройти путь пользователя — от маркетинга до технических отделов, где собираются протезы, и до протезистов, чтобы посмотреть, как они примеряют гильзы.
Мы увидели несколько потребностей. Например, нужно было уделить внимание возможности сохранения настроек и сложностям работы с ними. Еще была сложность с переходом в режим протезиста. У нас появилось несколько идей, как эти вопросы можно решить, и мы пошли их тестить — общаться с пользователями напрямую. На нашем Behance можно посмотреть, какие гипотезы не подтвердились. На самом деле большая часть, но в итоге получился неплохой вариант, который решал основные боли пользователей.
У вас получилось протестировать приложение?
Да, нам удалось. Часть фич порадовала пользователей. Например, им очень понравилось, как мы реализовали идею с настройкой жестов, поскольку мы решили сложности взаимодействия с 3D-моделью настройки жестов и схватов. Но некоторые вещи вызвали вопросы, поэтому мы внесли правки.
Как ты нашла работу в Швеции?
Когда я уехала в Швецию, я завела LinkedIn. Также нашла ментора, чтобы лучше ориентироваться на рынке и уже под его потребности подгонять портфолио. Но особенность шведского рынка в том, что работает не только рассылка резюме, но ещё и нетворкинг. Поэтому я ходила на открытые мероприятия компаний, митапы, на нетворк-мероприятия экспатов. В какой-то момент я познакомилась с дизайнером, пообщалась и показала свои работы. Меня позвали на собеседование. Я рассказала, где работала, как пришла в дизайн, о кейсе «Моторики» — и мне предложили место.
Сейчас я работаю в шведском HealthTech-стартапе, который развивает сервисы для пациентов и медицинского персонала, чтобы сделать их опыт взаимодействия и работы в здравоохранении более приятным, безопасным и инклюзивным. Другие варианты рассматривала, но мне очень понравилась команда — потрясающе отзывчивые люди, с которыми мне комфортно.
Честно говоря, я не ожидала, что найду место так быстро, ведь в Швеции очень тяжело найти работу без опыта работы именно в этой стране. Конечно, мне помог кейс «Моторики», потому что в компании как раз требовался человек, который готов работать с нестандартным продуктом. Во многом мне это удалось, потому что я попробовала буквально все и честно рассказывала про свой опыт. Как потом сказала мне коллега, ей еще на собеседовании показалось, что я погружена в тему и хочу, чтобы моя работа действительно была полезной.
Какие еще есть особенности поиска работы в Швеции?
В Швеции среднее время поиска работы может занять до полугода. Все зависит от состояния рынка и даже сезона — в сентябре найти место гораздо проще, чем в июле, когда все в отпуске. В больших компаниях будет больше этапов, в том числе культурное собеседование и whiteboard challenge. Иногда между этими этапами может пройти несколько недель или месяцев. Но главное — просто продолжать искать дальше.
Важно уделить внимание структуре портфолио. Единого рецепта для подготовки портфолио нет — это может быть и сайт, и страничка в Notion, и даже PDF, но, помимо хорошего и красивого UI, смотрят на логику человека, как он работал над кейсом, как принимал решение, какие итерации проделал. Ищут человека, который способен мыслить нестандартно и при этом не забывать о нуждах пользователя. Это применимо и к тому человеку, который будет смотреть ваше портфолио — не надо сложных переходов и хитрых анимаций. Пусть лучше страницы быстро загружаются.
Над каким продуктом ты сейчас работаешь?
Cейчас я работаю с SaaS-продуктом, им пользуются врачи и медицинский персонал. Одна из моих основных задач — пересмотр структуры некоторых разделов продукта. Требуется уделить много внимания тому, как наши пользователи работают с ним, как взаимодействуют с пациентами и как работает система здравоохранения Швеции. Задача непростая и очень интересная.
Первое время я чувствовала себя немножко потеряно. Продукт очень сложный, и есть части, которые одновременно относятся к разным командам. Мне помогли навыки дизайн-мышления, работы с Figma и та практика, которая у нас была на курсе. Я четко знала, что умею делать дизайн, каким бы сложным он ни был.
Ты снова работаешь с темой здоровья. Насколько велика ответственность дизайнера в таких продуктах?
Кейс «Моторики» показал, насколько важна документация и коммуникация с девелопером и стейкхолдером, — можно много всего думать, а в итоге будет иначе. И естественно, на примере этого кейса видно, насколько важна эмпатия и коммуникация с пользователем. Нельзя в работе с такими (да и, наверное, с большинством других) продуктами предполагать за пользователя. Их нужно хорошо слышать и определять, что для них действительно важно, — это всё делается при помощи исследования.
Когда ты работаешь с таким приложением, как на моей текущей работе, ответственность, конечно, большая, потому что на кону не просто путь пользователя и его удобство взаимодействия с приложением, но и в какой-то мере его безопасность. Сейчас на команде дизайнеров лежит большая ответственность, поскольку часть нашего продукта требует постоянного комплаенса и оценки рисков. Мы должны быть уверены, что жизнь пациентов не будет поставлена под угрозу нашими продуктовыми решениями.
Какие советы ты дала бы будущим студентам?
Я советую всем заниматься тем, что действительно нравится, и не идти на большие компромиссы с собой, беречь свое ментальное здоровье и любить дизайн, потому что может быть непросто. Но в конечном итоге это приносит радость. А еще советую уметь в компоненты и автолейауты — это основа, которая экономит кучу времени.
В поиске работы главное не отчаиваться. Помните, что на самом деле получиться должно только один раз.