Содержание

→ Бесплатная регистрация на интенсив «От хаоса к концепции: как visual board формирует дизайн»

Пользовательский интерфейс — это функционал, через который пользователь взаимодействует с системой. UI содержит такие элементы управления, как кнопки, меню и поля ввода, чтобы облегчить использование продукта и сделать его интуитивно понятным.

Этапы разработки пользовательского интерфейса охватывают исследование, прототипирование, дизайн, тестирование и реализацию проекта.

Примером эффективного использования UI является интерфейс приложения для заказа такси. В этом приложении есть кнопки для вызова машины, меню выбора типа автомобиля и поля ввода адреса. Они расположены таким образом, чтобы пользователю не нужно было тратить много времени на поиск необходимой функции. Это делает взаимодействие с приложением быстрым и удобным.

Яндекс GO

Как работает пользовательский интерфейс

User Interface можно сравнить с мостом между человеком и машиной. Он помогает найти необходимые функции и выполнить задачу. Принципы работы UI включают следующие аспекты:

  1. Визуальное представление. UI содержит кнопки, меню, иконки и поля ввода, которые пользователь видит на экране. Он взаимодействует с интерфейсом через устройства ввода, такие как мышь, клавиатура или сенсорный экран.
  2. Обработка действий пользователя. Когда пользователь выполняет действия, нажимает кнопку или вводит текст, происходит обработка. Система интерпретирует действия пользователя и выполняет соответствующие команды: отправку данных, переключение экранов или выполнение заказов.
  3. Обратная связь. Визуальная — изменение цвета кнопки при нажатии, звуковая — сигнал при получении сообщения, текстовая — уведомление о результатах действий. Обратная связь помогает пользователю понять, что действия восприняты системой и выполнены. В случае ошибок система должна предоставлять пользователю четкие инструкции.
  4. Навигация. С помощью нее пользователь перемещается между разделами и экранами. Для удобства пользователей на доске управления расположены такие элементы навигации, как меню, вкладки и хлебные крошки, помогающие быстро находить нужную информацию.
  5. Адаптивность. Современные интерфейсы часто адаптируются под устройства и условия использования. UI меняется в зависимости от размера экрана: он разный на компьютерах, планшетах и мобильных устройствах.
  6. Учет пользовательского контекста. UI учитывает контекст использования и поведение пользователя, предоставляет персонализированные и контекстуальные возможности. Система может запоминать предпочтения пользователя, предлагать часто используемые функции или адаптировать интерфейс в зависимости от выполняемых задач. В англоязычной версии интерфейса необходимо учитывать культурные особенности пользователей.
  7. Интерактивность. UI должен быть интерактивным и отзывчивым, обеспечивая плавное и быстрое реагирование на действия пользователя. Это достигается за счет использования анимаций, плавных переходов и минимизации задержек в работе интерфейса.

Вебинар «Почему это красиво? Саша Ермоленко о том, как дизайн влияет на восприятие»

Узнаете, как устроены фундаментальные принципы зрительного восприятия, как мы оцениваем то, что видим и что считаем красивым, а также какое место в нашей жизни занимает визуальная культура и эстетика, а какое — дизайн.

Смотреть бесплатно 💸

Виды пользовательских интерфейсов

Графические пользовательские интерфейсы (GUI)

Применяются в настольных и веб-приложениях. GUI включает такие элементы, как окна, иконки, кнопки и меню. Эти элементы отображаются на экране и взаимодействуют с пользователем через мышь, клавиатуру или сенсорный экран. Примеры GUI: операционные системы Windows и MacOS, а также веб-браузеры и офисные программы.

Microsoft как пример GUI

Мобильные интерфейсы

Предназначены для использования на смартфонах и планшетах. Они адаптированы под небольшие экраны и сенсорное управление и обеспечивают удобное взаимодействие с приложениями на мобильных устройствах. Мобильные интерфейсы часто используют жесты: свайпы, пинч и зум. Примеры: интерфейсы приложений для iOS и Android.

Яндекс Музыка как пример мобильного интерфейса

Веб-интерфейсы

Включают два основных компонента: элементы навигации и интерактивные компоненты. Сайты часто адаптивны, то есть изменяются в зависимости от размера экрана и устройства.

Веб-интерфейс Яндекс Музыки

Голосовые интерфейсы

Пользователь взаимодействует с системой при помощи голосовых команд. Эти интерфейсы используются в голосовых помощниках Siri, Alexa и «Алисе». Голосовые интерфейсы обеспечивают естественное и удобное взаимодействие, особенно в ситуациях, когда использование традиционных методов ввода неудобно или невозможно.

Алиса от Яндекса как пример голосового интерфейса

Текстовые интерфейсы

Текстовые интерфейсы используют текстовые команды для взаимодействия с системой. Они были популярны в ранние годы вычислительной техники и до сих пор используются в специализированных областях, таких как системное администрирование и разработка программного обеспечения. Примеры: командные строки в Windows и терминалы в системах Unix/Linux.

Командная строка как пример текстового интерфейса

Жестовые интерфейсы

Позволяют пользователю взаимодействовать с системой с помощью жестов и движений. Эти интерфейсы применяются в устройствах с сенсорным вводом и технологией распознавания движений. Примеры: сенсорные экраны смартфонов и планшетов, а также Microsoft Kinect, который распознает движения пользователя.

Microsoft Kinect как пример жестокого интерфейса

Интерфейсы виртуальной и дополненной реальности (VR/AR)

Предоставляют новый уровень взаимодействия, погружая пользователя в виртуальные или дополненные реальностью среды. VR-интерфейсы используют гарнитуры и контроллеры, позволяя пользователю взаимодействовать с полностью виртуальными объектами. AR-интерфейсы накладывают виртуальные элементы на реальный мир, используя камеры и дисплеи мобильных устройств или специальных очков.

PS Store

Консольные интерфейсы

Применяются в игровых консолях и обеспечивают взаимодействие пользователя с игровой системой. Они включают элементы навигации, меню и настройки, а также поддерживают различные устройства ввода, такие как игровые контроллеры и сенсорные панели. Примеры: интерфейсы для PlayStation, Xbox и Nintendo Switch.

PlayStation как пример консольного интерфейса

Каждый вид интерфейса имеет особенности и области применения, что дает возможность выбрать подходящий тип UI в зависимости от контекста и задач пользователя.


Компоненты пользовательского интерфейса

UI состоит из нейронных компонентов, каждый из которых обеспечивает удобство и эффективность взаимодействия пользователя с системой.

Кнопки

Кнопки переводят по ссылкам и дают пользователю возможность выполнять такие действия, как отправка формы, запуск программы или подтверждение выбора. Кнопки должны быть хорошо заметными, иметь четкие и понятные надписи, а также визуально отличаться от других элементов. Их расположение и дизайн учитывают контекст использования для удобства и интуитивности.

Меню

Структурированные списки опций помогают пользователю перемещаться, быстро находить нужные функции и разделы, минимизируя время на поиск информации. Меню бывают горизонтальными или вертикальными, они выпадают при нажатии на кнопку или видимы на экране. Важно, чтобы меню было логично организовано и легко воспринималось пользователями.

Текстовые поля

Текстовые поля используются для ввода и редактирования текста. Могут быть однострочными (для ввода имени) и многострочными (для ввода комментариев). Важно, чтобы текстовые поля были достаточно большими для удобного ввода текста и имели понятные метки, указывающие, какую информацию вводить. Текстовые поля поддерживают автозаполнение и проверку ошибок для улучшения пользовательского опыта.

Пример текстового поля

Иконки

Они помогают пользователю всегда находить нужные опции. Хорошо спроектированные иконки простые, понятные и унифицированные.

Окна и панели

Окна и панели используются для организации и отображения контента. Окна могут быть модальными, требующими от пользователя выполнения действий перед тем, как продолжить работу с основной частью интерфейса. Или немодальными, позволяющими пользователю взаимодействовать с другими элементами без необходимости закрывать окно. Боковые панели или панели инструментов предоставляют доступ к дополнительным функциям и настройкам. Важно, чтобы окна и панели были легко управляемыми и не перегружали интерфейс лишней информацией.

Формы

Формы состоят из текстовых полей, флажков, радиокнопок и выпадающих списков, которые используются для сбора данных от пользователя. Формы логически структурированы и содержат только необходимые поля. Важно предоставлять пользователю понятные инструкции и примеры заполнения, а также использовать валидацию данных для предотвращения ошибок.

Навигационные элементы

Навигационные элементы включают в себя меню, вкладки, хлебные крошки и другие компоненты, помогающие пользователям ориентироваться в системе. Хлебные крошки показывают путь пользователя по иерархии страниц и позволяют легко вернуться на предыдущие уровни. Вкладки группируют контент по категориям, упрощая доступ к разделам. Навигационные элементы должны быть видимыми и интуитивно понятными, чтобы пользователи могли легко перемещаться.

Навигационные элементы сайта кинотеатра

Модальные окна

Модальные окна используются для отображения информации или запроса действия от пользователя. Блокируют доступ к основному контенту до тех пор, пока пользователь не выполнит действие, не подтвердит или не отменит запрос. Модальные окна должны быть минималистичными и содержать только необходимую информацию. Важно предоставлять пользователю возможность легко закрыть модальное окно и вернуться к основной части.

Списки и таблицы

Списки и таблицы предоставляют данные в структурированном виде. Определенная структура интерфейса помогает пользователю легко находить модальные интерфейсные функции. Списки могут быть упорядоченными (нумерованными) или неупорядоченными (маркированными), а таблицы организуют данные в строки и столбцы. Важно, чтобы списки и таблицы были четко оформлены, их было легко читать и они предоставляли пользователю возможность сортировки и фильтрации данных при необходимости.

Пример списков и таблиц в интерфейсе

Графики и диаграммы

Графики и диаграммы визуально представляют данные и информацию, помогают пользователям быстро понять и проанализировать данные. Важно, чтобы графики и диаграммы были четко оформлены, имели понятные метки, а также соответствовали общему стилю интерфейса.

Анимации и переходы

Анимации и переходы создают плавные и естественные изменения в интерфейсе. Они улучшают пользовательский опыт, делая взаимодействие с системой более интуитивным и приятным. Важно применять анимации и переходы умеренно, чтобы они не отвлекали и не замедляли функционирование системы.

Сообщения и уведомления

Сообщения и уведомления информируют пользователя о событиях, таких как ошибки, успехи или важные обновления. Могут быть представлены в виде всплывающих окон, баннеров или текстовых сообщений. Сообщения и уведомления должны быть четко сформулированы, вовремя появляться и не перегружать пользователя лишней информацией.

Единую концепцию интерфейса следует соблюдать на всех страницах и экранах. Использование шаблонов помогает унифицировать элементы.


Интерфейс: что это такое простыми словами, виды, элементы
Разбираемся, зачем нужен интерфейс и как он используется в сфере IT и дизайна
Читать далее

Этапы разработки пользовательского интерфейса

Разработка пользовательского интерфейса — это сложный и многоэтапный процесс, который требует тщательного планирования, исследований и тестирования.

Исследование

Первый этап включает в себя сбор и анализ информации о целевой аудитории, потребностях и предпочтениях. Исследование помогает понять, как пользователи взаимодействуют с продуктом и какие проблемы испытывают. Начать проектирование UI следует с анализа потребностей пользователей:

  1. Анализ целевой аудитории. Определение демографических характеристик, поведения и предпочтений пользователей.
  2. Конкурентный анализ. Изучение конкурентов для выявления сильных и слабых сторон.
  3. Интервью и опросы. Проводятся для получения обратной связи и выявления потребностей.

Прототипирование

На этом этапе создаются первоначальные эскизы и макеты. Прототипирование помогает визуализировать идеи и концепции, а также выявить возможные проблемы на ранней стадии.

  1. Создание скетчей: наброски элементов интерфейса и их расположения.
  2. Создание вайрфреймов — детализированных макетов, показывающих структуру и компоновку интерфейса.
  3. Создание интерактивных прототипов. Используются инструменты для создания кликабельных прототипов, на которых тестируют навигацию и взаимодействие.

Дизайн

В этот этап входит создание визуального стиля и графических элементов интерфейса. От дизайна зависит, насколько привлекательным и удобным будет интерфейс.

  1. Выбор цветовой схемы. Определяются главные и дополнительные цвета.
  2. Разработка типографики: выбор шрифтов и стилей для элементов текста.
  3. Создание иконок и графики: разработка всех графических элементов.
  4. Создание макетов: финальный вариант внешнего вида экранов и элементов интерфейса.

Тестирование

Готовый интерфейс нужно протестировать на различных устройствах. На этом этапе выявляют и исправляют ошибки и генерируют идеи по улучшению. Интерфейс должен быть удобен для всех клиентов.

  1. Юзабилити-тестирование. Проводятся тесты с участием пользователей для оценки удобства и эффективности интерфейса.
  2. A/B-тестирование. Сравниваются несколько вариантов интерфейса для определения работоспособного решения.
  3. Тестирование на различных устройствах. Интерфейсы проверяются на адаптивность и корректную работу.

Реализация

На этапе реализации дизайнеры и разработчики совместно работают над внедрением интерфейса в продукт.

  1. Создание стилей и компонентов. Разработка CSS-стилей, HTML-кода и JavaScript-компонентов для реализации интерфейса.
  2. Интеграция с системой. Внедрение интерфейса в продукт и интеграция с бэкенд-системами.
  3. Оптимизация производительности. Обеспечение загрузки и работы интерфейса на устройствах.

Обратная связь и итерации

После запуска интерфейса необходимо собрать и проанализировать обратную связь от пользователей. Это поможет выявить проблемные места и области для улучшения.

  1. Сбор обратной связи. Использование опросов, интервью и анализа поведения пользователей.
  2. Анализ данных. Изучение метрик и аналитики для оценки эффективности интерфейса.
  3. Итерации и улучшения. Внесение изменений на основе полученных данных и обратной связи.

Эти этапы помогут создать качественный и популярный интерфейс пользователя, который удовлетворит потребности и будет способствовать успеху продукта на рынке.


Правила и принципы разработки хорошего интерфейса

Рассмотрим восемь принципов, которые необходимо соблюдать каждому UX-дизайнеру.

  1. Простота. Упрощение интерфейса до основных элементов поможет пользователю легко и быстро освоить продукт. Уберите лишнее, оставив только необходимое для выполнения задач. Простота способствует быстрому восприятию и снижает вероятность ошибок.
  2. Интуитивность. Интерфейс должен быть понятным, чтобы пользователи сразу понимали, как с ним взаимодействовать без обучения. Используйте знакомые метафоры и элементы, которые уже известны пользователям. Иконку «Корзина» для удаления объектов и «Лупу» для поиска.
  3. Последовательность. Элементы интерфейса должны быть единообразными: иметь одинаковый внешний вид и функционировать одинаково на всех экранах и во всех частях приложения. Последовательность помогает пользователям быстро адаптироваться к интерфейсу и делает его поведение более предсказуемым.
  4. Обратная связь. Пользователь должен получать своевременную и понятную обратную связь на действия: визуальную (изменение цвета кнопки при нажатии), звуковую (сигнал о завершении задачи) или текстовую (сообщение об успешном выполнении действия). С помощью обратной связи пользователь понимает, что система реагирует на его действия и что происходит в данный момент.
  5. Эстетика. Оформление UI должно быть привлекательным. Такой интерфейс вызывает положительные эмоции у пользователей и делает взаимодействие с системой приятным. Используйте гармоничные цветовые схемы, аккуратную типографику и качественные изображения. Хороший визуальный дизайн повышает доверие пользователей к продукту и стимулирует их возвращаться к нему снова.
  6. Доступность. Интерфейс должен быть доступен для пользователей с ограниченными возможностями. Учитывайте потребности групп, используя контрастные цвета, крупный шрифт, альтернативный текст для изображений и поддержку экранных читателей.
  7. Скорость. Система должна быстро реагировать на действия пользователя. Оптимизация производительности интерфейса помогает снизить время ожидания и сделать взаимодействие плавным. Минимизируйте задержки при загрузке страниц и выполнении операций, чтобы обеспечить комфортное использование.
  8. Адаптивность. Дизайн интерфейса должен адаптироваться под устройства и условия использования, корректно отображаться на настольных компьютерах, планшетах, смартфонах, поддерживать режим работы при ориентации телефонов и планшетов в горизонтальном и вертикальном положении.

Карьера в UX/UI-дизайне

Профессия дает полную свободу выбора: офис или работа из любой точки мира, корпорация или стартап, фриланс или создание собственной студии или бизнеса. Через 5 месяцев получите достаточно знаний, чтобы брать первые рабочие проекты. После учебы сможете претендовать на позицию Junior-дизайнера, а в перспективе — зарабатывать от 200 000 ₽.

Стать UX/UI-дизайнером ⚡️
Поделиться