Анна Воронина, наставница курса «UX/UI-дизайнер» и старший дизайнер в T1 (ВТБ), предложила рабочую структуру и ответила на самые частые вопросы студентов о портфолио.

Как описать структуру
- Кто вы, на какую позицию откликаетесь и контакты для связи (почта и ник в Telegram, например).
- Краткая информация через призму продуктового опыта: два-три предложения о вас как о дизайнере.
- Кейсы: два-три продуктовых проекта.
- Дополнительные навыки, например: умение работать c 3D или делать анимацию.
- Образование: высшее и/или курсы.
- Хобби: опционально, но поможет узнать о вас как о человеке.
Отдельное CV обычно нужно, если в самом портфолио нет общей информации об опыте и оно состоит только из кейсов. В этом случае есть смысл его сделать и расписать опыт, обучение, продублировать контакты для связи и перелинковать ссылку на портфолио.
Если портфолио собирается в Buildin.AI или иных текстовых редакторах, делается презентация про себя и проекты в Figma, то отдельное CV можно не собирать. На большинстве площадок с вакансиями также есть возможность рассказать про опыт, добавить сертификаты и информацию об обучении и указать любые дополнительные моменты про себя.

Где публиковать портфолио
Площадку нужно выбирать исходя из количества доступного времени для сборки. Например, в Buildin.AI можно один кейс описать за день, а то же самое в формате презентации с графикой для Behance займет сильно больше времени. Плюс в дальнейшем есть трудности с актуализацией кейсов — собирать презентации по новой очень затратно, в то время как в текстовых редакторах это можно делать быстро.
Когда есть возможность попасть на стажировку и для этого нужно собрать портфолио за условные пару дней, лучше это делать в текстовых редакторах. Если понимаете, что возможности упаковывать каждый кейс в виде презентации нет, выбирайте соответствующий инструмент.
- Buildin.AI, Yonote, Notion — текстовые редакторы, на основе которых можно упаковать портфолио. Позволяют быстро собрать его и протестировать наполнение.
- Behance, Dprofile — дизайнерские площадки для размещения кейсов. В них уже есть встроенный редактор для упаковки решения.
- Figma — можно собрать полноценное портфолио и подготовить анимированный прототип для его просмотра. Недавно Figma представила обновления — Figsight, в котором можно собрать свой сайт с анимацией и адаптивом.
- Персональный сайт — это будет посложнее, но хороший бонус, чтобы продемонстрировать свои навыки. Можно собрать в Tilda, Framer.
Сколько работ должно быть в портфолио
Два-три кейса будет вполне достаточно. Важно качество, а не количество. Стоит помнить, что если вы откликаетесь на вакансии продуктового дизайнера, то и наполнение проектов должно быть соответствующее. Если хочется подсветить, например, умение работать с анимацией или навык создания 3D — можно показать это при решении задач или сделать отдельно упоминание об этом с примерами уже после продуктовых кейсов.
Если сейчас сложно выбрать направление для дальнейшего роста, например, коммуникационный или продуктовый дизайн, лучше под каждое создать свое портфолио.
А вот если думаете, делать ли более креативное портфолио, чтобы попасть в студию, или наоборот, структурное и по делу для продукта — такого четкого разделения нет.
По опыту моих знакомых дизайнеров и обратной связи от нанимающей стороны, разные портфолио здесь делать избыточно. Нанимающий менеджер и в студии, и в продукте в первую очередь отталкивается от задач или проекта, под которые нанимают дизайнера.
Если портфолио грамотно составлено, проекты понятно описаны и качество дизайна на хорошем уровне — в обоих случаях этого достаточно.
Исключение — студия занимается нестандартными проектами, например, разрабатывает игры или интерфейсы для дополненной реальности. В таком случае лучше собрать соответствующие проекты или добавить хотя бы один из этой ниши.
Каким должен быть продуктовый кейс?
В кейсе важно показать умение работать в продуктовом подходе. Сам процесс можно поделить на две части: Discovery и Delivery.
Discovery
- Погружение в контекст, выявление проблемы и постановка задачи
- Анализ конкурентов
- Исследования
- Формирование гипотез
Delivery
- Прототипирование и тестирование гипотез
- Сбор мудборда и формирование визуальной концепции
- Юзабилити-тестирование
- Финальный результат и выводы

Если в проекте большое количество экранов, их можно объединить в прототип и записать скринкаст сценария. Также в кейс необязательно должны попасть абсолютно все экраны и их состояния, важно показать и рассказать про ключевые этапы пути.
Ошибки при сборке портфолио
- Сложный доступ. Чем проще посмотреть ваши работы, тем выше вероятность дальнейшего общения по вакансии. Не присылайте работы в архивах или сгруженных в облака папках — этот формат устарел и не покажет в полной мере объем проделанной работы.
- Скорость загрузки. Не забывайте про оптимизацию загрузки — советую все изображения пропускать через конвертеры для уменьшения веса, особенно если делаете портфолио в Figma.
- Опечатки и ошибки в текстах. Если в тексте много ошибок, это сразу создает неприятное впечатление. Для вычитки текстов можно использовать сервисы «Главред» и «Орфограммка».
- Много текста, мало визуала. Дизайнера в первую очередь нанимают за умение работать с визуалом и вкусно упаковывать решения. А на просмотр самих кейсов менеджеры тратят не более пары минут. Оптимальное соотношение — 20–30% текста, остальное — дизайн.
- Скудный визуал. Вкусно собрать портфолио, поработать над типографикой и оформлением можно даже в текстовых редакторах. Уделяйте упаковке решений достаточно времени, чтобы выделиться среди других кандидатов.

Частые вопросы
Если у меня только учебные кейсы, меня не возьмут на работу?
От новичка, который откликается на стажерские позиции, коммерческий опыт не требуется. С Junior-вакансиями уже немного сложнее, и наличие реального опыта (например, фриланс, стажировка или пет-проект) будет большим плюсом.
Но и на Junior-позиции не всегда требуется реальный опыт или стажировка. Скорее, это будет актуально для вакансий в бигтехе из-за того, что на одну позицию подается очень много людей.
Главное, чтобы проекты были профильными. Если дизайнер хочет работать в продукте, но делает только печатную продукцию — такие кейсы не подойдут.
Если сделать сайт для подруги, которая продает свои сумки, это будет считаться реальным опытом?
Пример с сайтом для подруги абсолютно подходит. В этом случае можно узнать от подруги-заказчика, чего она хочет от сайта, посмотреть, как ваша работа влияет на продажи и так далее.
Конечно, можно и нужно провести исследования: и с покупателями подруги общаться, чтобы улучшить дизайн сайта, и гипотезы протестировать. Метрики тоже можно смотреть, если будет прикручена аналитика, но на это не всегда есть бюджеты у самого заказчика.
Нормально ли, что в проектах есть исследования, сделанные в кустарных условиях на обучении?
Да, это совершенно нормально! Никто не ждет от новичка профессионального исследования, так как это сама по себе достаточно комплексная задача. Если есть понимание разницы качественных и количественных методов, вы знаете, как составить опросник или скрипт для интервью, а потом применить данные для составления гипотез — это супер для новичка.
Что делать, если в проекте нет метрик?
Когда проект учебный, физически измерить результаты на больших данных нет возможности. Но за период обучения важно получить понимание, что такое метрики как инструмент, понимать, какие типы метрик существуют и как от них отталкиваться при решении задачи. Если это бриф от компании, то отталкиваемся от обратной связи заказчика и показываем ее в проекте. Также в выводах можно рассказать, что бы вы сделали на расширение или улучшили при наличии реальных данных.
У студентов BBE есть брифы, которые они презентуют заказчикам, можно в кейсе так и фиксировать: проведена демонстрация проекта, получена положительная обратная связь со стороны владельцев брифа. И зафиксировать какие-то моменты по улучшению, которые тоже, вероятно, были после обратной связи.

Если это проект, где есть реальный заказчик, например владелец малого бизнеса, который приходит к дизайнеру за лендингом и дизайном сервиса, то можно указать степень удовлетворенности клиента, попросить его оставить живой отзыв с обратной связью. Если на проекте проводились исследования, их тоже можно указать в результатах работы. Если еще и метрики измеряли, то вообще супер. Например, это может быть количество просмотров лендинга и количество людей, которые в итоге приобрели продукт.
На что смотрят нанимающие менеджеры?
Чистый визуал в проекте. Часто при работе над учебными кейсами упор делается на смысл, из-за чего визуал может быть недоработан. Аккуратный и чистый UI, тексты без опечаток, цепляющие обложки проектов — лицо вашего портфолио.
Большинство кандидатов не проходят дальше по воронке именно из-за проблем с упаковкой решений.
Структурность в описании кейса. Емкая подача материала с подкреплением в виде макетов плюс логичная последовательность шагов решения кейса — хороший навык для дизайнера.
Не бойтесь проявляться. Если вы прикольно шутите, умеете делать необычную графику, писать тексты и тому подобное — обязательно добавляйте это при рассказе о проектах. Так можно запомниться и уже через портфолио выстроить первый контакт с нанимающей стороной.
Обязательно ли делать обложки для проектов?
Обложки лучше делать всегда. Например, в Buildin.AI есть галереи — можно под проекты сделать карточки, а на самой странице проекта добавить обложку. В Figma и на других площадках обложки тоже добавляются. Это условное лицо кейса, которое к тому же добавляет портфолио эмоциональности. Если только текстом описывать названия проектов, то может быть скучновато.

Референсы портфолио
- Daniel Sun. Достаточно лаконичный сайт, но за счет анимации и графики сразу запоминается, поэтому хочется скроллить дальше. Портфолио такого типа можно собрать в Figma.
- Якуб Зегзулки. Здесь хороший пример с обложками проектов — все внимание максимально на кейсы.
- Metalab. Видео на первом экране цепляет с первого взгляда, а еще много примеров клевой анимации по скроллу.
- Spring/Summer. Классные сочетания типографики с видео, динамичная композиция, вкусные обложки.
- Jordan Delcros. Да, и так тоже можно :)
Где еще посмотреть - Emuni. Кейсы японских дизайнеров, у которых можно многому поучиться.
- Godly. Раздел «Портфолио».
- Tilda Publishing. Коллекция портфолио, собранных на Tilda.
- Portfolio Project. Курируемая подборка портфолио.
- Awwwards. Большая коллекция проектов с наградами и номинациями.
- Readymag. Коллекция портфолио, собранных на Readymag.