Содержание

→ Бесплатная регистрация на интенсив «От хаоса к концепции: как visual board формирует дизайн»

Human-centered design (HCD) дословно переводится как «человекоцентричный дизайн» или «дизайн, ориентированный на человека». Это метод создания продуктов, который ставит в центр реальных людей и их потребности. Его цель — быть эмпатичным и учитывать желания, болевые точки и предпочтения пользователей на каждом этапе разработки. Это, в свою очередь, помогает создавать более доступные продукты и увеличивает прибыль от них.

Как появился Human-centered design

Дизайн, ориентированный на человека, возник на стыке нескольких областей — инженерии, психологии, антропологии и искусства. Как подход к решению проблем в технических и бизнес-областях он начался с программы дизайна Стэнфордского университета в 1958 году. Тогда профессор Джон Э. Арнольд впервые выдвинул идею о том, что инженерный дизайн должен быть ориентирован на человека. Эта работа совпала с расцветом креативных техник и последующим зарождением методов дизайна в 1960-х годах.

Dieter Rams, Wall Unit Stereo System

Далее в 1986 году ученый-когнитивист, а в будущем основатель Nielsen Norman Group и вице-президент Apple, Дональд Норман в книге «Дизайн привычных вещей» объяснил, почему на первом месте должны быть потребности пользователя, и лишь потом эстетическая сторона продукта.

«Дизайн привычных вещей» Дон Норман

Постепенно эту методологию расширяли и дорабатывали. В 1991 году Дэвид Келли вместе с Майком Наттоллом и Биллом Могриджем основал дизайн-консалтинговую студию IDEO, где была популяризирована идея человекоцентричности в дизайне.


Курс «Арт-дирекшн цифрового продукта»

Усилите свою экспертизу в создании цифровых продуктов, научитесь вызывать эмоции от интерфейса с помощью дизайна, формы, цвета и текста и узнаете, как продать конечный продукт благодаря знаниям о маркетинге и пиаре.

Записаться на курс ✨

Принципы HCD

Дон Норман сформулировал три основных принципа человекоориентированного дизайна.

Внимание на людях

Какой бы продукт вы ни разрабатывали, всегда думайте о людях, которые будут им пользоваться. Будь это сайт, платформа, приложение или физический предмет — продукт должен стать инструментом, с помощью которого люди смогут достичь своих целей и решить проблемы.

Начинайте разработку любого продукта с двух главных вопросов: «Для кого мы это делаем?» и «В каких обстоятельствах люди будут пользоваться этим продуктом?» У реальных людей, в отличие от абстрактных пользователей, могут быть разные возможности — физические или психологические. Учитывая это, вы сможете создавать не только востребованные, но и доступные продукты.

Простой пример: если вы создаете приложение вроде трекера для бега, важно учитывать, что на улице людей может слепить солнце, поэтому светлые кнопки не будет видно, а слишком маленькие элементы интерфейса заставят бегунов останавливаться и сбивать ритм.

В определении потребностей пользователей может помочь фреймворк JTBD (Работа, которую нужно выполнить). Он строится по схеме: «Когда…, я хочу…, так что я могу…»

Определение правильной проблемы

Не спешите закрывать все боли пользователя — определите главную и сосредоточьтесь на ней. Дон Норман выделяет два типа проблем: фундаментальные и симптоматические. В первую очередь необходимо решить фундаментальную проблему, потому что так вы уберете причину других проблем и сэкономите силы и время на разработку нужного решения.

Воспринимайте все как систему

Фокусироваться только на одной части взаимодействия пользователя с продуктом не равно улучшить пользовательский опыт в целом. Всегда помните об общей картине пути пользователя и о том результате, который он хочет получить.

Важно распространять этот опыт не только на внешние, но и на внутренние системы. Предположим, что у банковского приложения понятный и удобный пользовательский интерфейс, а у службы поддержки неудобный и сложный. При обращении клиентов в службу поддержки они будут сталкиваться с долгим решением запроса, потому что сотрудникам службы поддержки приходится тратить много времени на работу с неудобным интерфейсом. Таким образом, даже при отличном интерфейсе общий пользовательский опыт будет сильно испорчен.


Все про дизайн-мышление: книги, фильмы, обучение, тренинги
Фильмы, книги, лекции, курсы и интервью о дизайн-мышлении
Читать далее

Отличие HCD от дизайн-мышления и инклюзивного дизайна

Человекоориентированный дизайн во многом перекликается с дизайн-мышлением. Даже возникновение HCD совпало по времени с развитием концепции дизайн-мышления. Нередко эти понятия объединяют в одно, но все же идеологи HCD ставят их на разные уровни. Корректнее будет считать их близкими понятиями, но не объединять. Дизайн-мышление делает акцент на построении более умной разработки продукта, на прикладных методах и моделях. HCD же в центр ставит реальную пользу для человека и изменение его жизни к лучшему. Во многом поэтому человекоориентированный дизайн часто ассоциируют еще и с инклюзивным дизайном.

Однако и тут будет преувеличением ставить равенство между этими понятиями. Инклюзивный дизайн — это набор правил, применение которых необходимо для обеспечения доступности для определенных групп пользователей. Методы инклюзивного дизайна обширны. HCD же не всегда учитывает инклюзивность и отличается от инклюзивного дизайна на уровне внедрения.


Научитесь проектировать удобные интерфейсы для сайтов и мобильных приложений. Сможете зарабатывать от 90 000 ₽ на уровне Junior и быстро вырасти до Middle-дизайнера с доходом от 160 000 ₽.

Освоить профессию!

Этапы HCD

HCD — это не только популярный метод, но и стандартизированный под кодовым номером ISO 9241-210:2019(Е). ISO — это международная организация, занимающаяся выпуском стандартов. Стандарт описывает использование HCD для создания «компьютеризированных интерактивных систем», то есть сайтов, мобильных приложений и других интерфейсов.

Этапы HCD

Согласно ISO, процесс HCD состоит из пяти этапов.

  1. Планирование процесса. Выбор команды и действий для каждого этапа. Например, сбор продакт-менеджерами основной информации о продукте.
  2. Определение условий использования. Сбор информации о целях, задачах, ограничениях и контексте работы пользователей. Здесь будут полезны интервью, дневниковые исследования, карточная сортировка, опросы.
  3. Определение требований пользователей. Формулировка пользовательских требований к продукту на основе полученных данных.
  4. Разработка проектных решений. Создание прототипов.
  5. Оценка. Юзабилити-тестирование прототипов на реальных людях. Если в ходе тестирования обнаруживаются проблемы, необходимо взять макет на доработку.

Юзабилити-теcтирование (UX): что это и как его проводить
Зачем нужны юзабилити-тесты, какие виды существуют и как правильно проводить UX-тестирование
Читать далее

Где будет полезен метод

HCD помогает создавать продукт для реальных людей и их проблем, а значит, успешнее закрывать потребности пользователей. При правильной организации HCD позволит сократить бюджет и сроки разработки продукта, потому что вся команда изначально видит полный список запросов, а обратная связь на ранних этапах проекта дает возможность быстро доработать прототипы.

Карьера в UX/UI-дизайне

Профессия дает полную свободу выбора — офис или работа из любой точки мира, корпорация или стартап, фриланс или создание собственной студии или бизнеса. Через 5 месяцев получите достаточно знаний, чтобы брать первые рабочие проекты. После учебы сможете претендовать на позицию Junior-дизайнера, а в перспективе — зарабатывать от 200 000 ₽.

Стать UX/UI-дизайнером ⚡️

Поделиться