«Объединение» — онлайн-галерея работ молодых художников и художниц, и журнал, в котором команда проекта пишет о локальных инициативах в сфере искусства, берет интервью у музейных работников и говорит с экспертами из других сфер, чтобы найти применение их знаний в своей практике.
Мы поговорили с основательницей проекта Анной Мерман о том, как появилось «Объединение» и какую роль журнал и галерея играют в современном художественном процессе. Подписывайтесь на телеграм-канал «Объединения», чтобы следить за работой проекта.
Что стало предпосылкой для создания проекта?
Когда-то я хотела быть художником, но быстро поняла, что лучше направить свой ресурс в создание пространства, которое поможет другим художники найти свою аудиторию. Пришла идея проекта о молодом искусстве — четыре года назад подобных инициатив почти не было, да и сейчас их количество не сильно увеличилось. За время работы «Объединение» несколько раз трансформировалось, задачи менялись. В нынешней форме проект живет пару лет.
Изначально «Объединение» было ориентировано на подбор произведений искусства под конкретные пространства. Но опытным путем стало ясно, что это очень нежизнеспособная история: когда на этапе визуализации архитекторы и заказчики бронируют работы, а через несколько месяцев заканчивается ремонт, то денег на искусство не остается.
А галерея молодого современного искусства нужна, особенно сейчас. Мы оказались в новом мире, где непонятно, как существовать и восстанавливать старые связи. И я верю, что люди из области культуры будут рефлексировать относительно текущих событий, и это постепенно будет открывать сердца и небольшими шагами вести к доверию. В том числе перед искусством стоит вопрос: как найти языки, которые будут строить новые мосты.
Расскажите о вашей команде. Сколько человек делают галерею и медиа?
Постоянно со мной работают четыре человека, но также у нас есть проекты, выставки и материалы в журнале, к которым временно присоединяются другие люди.
Все по-разному присоединились к проекту: Саша Жиленко — отвечает за коммуникацию и пиар — пришла по рекомендации нашего художника Миши Никатина; с главным редактором журнала Мариной Анциперовой мы познакомились, когда она связалась со мной для подготовки материала в The Blueprint; редактор Настя Лобачева написала нам, когда мы искали человека в журнал, и сразу влилась в команду; Ира Нетбай — общается с заказчиками и обновляет базу работ художников и художниц — написала нам с вопросом о стажировке, а сейчас готовится к поступлению в магистратуру, получая опыт работы в сфере искусства.
В команде еще была София Демианиди, талант в продюсировании и организации экспозиций, но сейчас мы не занимаемся выставочными историями, хотя хочется поскорее вернуться к этому, чтобы звать ее на проекты.
Какое искусство вы продаете и о каком пишите?
У каждой галереи есть свое видение и концепция, внутренняя или манифестируемая. Выборка на сайте «Объединения» — мой субъективный взгляд. Я долго присматриваюсь к авторам, прежде чем написать и предложить сотрудничество. С опытом я обращаю внимание на большее количество вещей, чем раньше.
Какую сверхзадачу преследует «Объединение»?
Мы стремимся быть безопасной точкой входа в сферу искусства. Местом, где человек, который хочет узнавать больше про художников и их работы, может задать волнующие его вопросы, найти ответы и отправную точку. При этом мы постепенно усложняем выборку работ, чтобы оставаться интересными тем, кто с нами проходит определенный путь.
Еще мы участвуем в том, чтобы внутри рынка выстраивалась более прозрачная и открытая коммуникация. Когда проект только начинался, среда была намного более закрытой, даже открытые цены на искусство не были таким общим местом. Мы часто говорим о поддержке — художественная сфера в России совсем еще в зачаточном состоянии, так что странно относиться к коллегам как к конкурентам. Хочется, чтобы все участники рынка сейчас сплотились и начали сообща думать, как дальше существовать российскому искусству.
На какие деньги существует «Объединение»?
На начальных этапах меня поддержала моя семья. Это не очень большие суммы, которые покрыли гонорары дизайнеру и разработчику, первую партию открыток и наклеек. Последние пару лет проект сам окупает свои нужды за счет продаж в галерее и коммерческих проектов, которые к нам приходят. Но сейчас все под вопросом, поэтому моя главная задача — сохранить команду, так что важно искать деньги на развитие журнала.
Мне искренне кажется, что это важное дело для нашего рынка — регулярно писать доступным языком про молодое искусство, художников и коллег, рассказывать про инклюзивные отделы в музеях и работу фондов. Показывать не только звезд, не только директоров музеев, а знакомить аудиторию с командами, которые, может, и не на виду, но день за днем делают музей или галерею таким приятным местом для посещения.
Чего не хватает российскому рынку искусства?
Сфера искусства еще только начинает становиться рынком, движение в этом направлении идет постепенно. Не решено много вопросов. С одной стороны, есть вещи, которые касаются доступности входа в сферу искусства. Поддержка художников и культурных инициатив не настолько развита, поэтому чаще всего в искусстве можно встретить людей, у которых есть подушка безопасности. С другой — есть простые рабочие моменты: мало доступных и классных мест под мастерские и галереи, сложности с хранением искусства, его транспортировкой, упаковкой, да даже с оформлением работ в рамы. Тут есть целое поле для классных идей и стартапов.
И есть вещи, о которых говорят реже, — у нас нет сформированной культуры потребления и покупки искусства, нет выстроенной внутрицеховой коммуникации, внутренней поддержки и в целом умения говорить открыто и уважительно. Есть будто бы базовые вещи, о которых и говорить странно, но это не для всех одинаково: умение правильно написать письмо или составить презентацию (про это много полезного говорит Настя Ландер), уважать свой труд и ценить время своих коллег, выстраивать открытую и доверительную коммуникацию с художниками. Мы начали писать об этом в начале года, прервались по понятным причинам, но в скором времени хотим продолжить.
За какими художниками, проектами или институциями следите лично вы?
Меня очень радует, что за последние несколько лет словно появилась новая волна молодых коллекционеров, которые стараются регулярно покупать работы. Они начинают с тиражных принтов и графики, постепенно переходя на живопись и не самые простые для хранения скульптурные объекты. Я бы рекомендовала следить за галереями szena, fabula, Shaltai Editions. Из новых художников, за которыми я слежу: Андрей Покровский, Светлана Цепкало, Катерина Лукина.