Содержание

Триггер — это то, что вызывает определенную реакцию или событие. Понятие «триггер» имеет несколько значений в разных контекстах.

Психологические триггеры — это сигналы или стимулы, которые вызывают у человека эмоциональную или психологическую реакцию, особенно если у него есть связанные с этим негативные ассоциации. К примеру, для человека, столкнувшегося с аварией на дороге, триггером может стать звук автомобильного клаксона или запах бензина. Это вызовет у него стрессовую реакцию и воспоминания о произошедшем.

Травмирующие события часто запоминаются нами на бессознательном уровне. Чтобы повторно не проживать негативный опыт, наш мозг связывает реакцию «бей или беги» с напоминанием о травме — определенным запахом, видом или звуком. Поэтому, когда мы сталкиваемся с триггером, мы реагируем так, будто нам угрожает опасность.

Триггер в маркетинге используется для того, чтобы побудить клиента сделать определенное действие: купить что-то, подписаться на рассылку или зарегистрироваться на сайте.

Триггер в UX/UI-дизайне — это внешний или внутренний импульс, который заставляет пользоваться сервисом или приложением. К внешним триггерам относятся пуш-уведомления и рассылки. К внутренним — эмоция или привычка, связанная с использованием продукта.

Push-уведомление как пример триггера в UX/UI-дизайне

Триггер — часть «модели крючка», которую описали Нир Эяль и Райан Хувер в книге «На крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки». Модель состоит из четырех циклов, которые в итоге формируют пользовательскую привычку: триггер → действие → награда → инвестиция.

Пример: электронная почта. Иконка приложения показывает количество непрочитанных писем, пользователи получают уведомления — это все внешний триггер, который мотивирует проверить почту. Внутренним триггером может быть как привычка, так и FOMO (fear of missing out, или боязнь пропустить интересное).

Триггер в медицине — это разнообразные стимулы, которые могут провоцировать болевые ощущения, аллергические реакции, астматические или эпилептические приступы.

Типы психологических триггеров

Все психологические триггеры имеют одну общую черту: они неожиданны. Триггером может стать любое событие — от стресса, вызванного общением с коллегой, до ссоры с партнером. Иногда это может быть даже такая мелочь, как изменение привычного распорядка дня.

Прошлые травмы

События или ситуации, которые напоминают человеку о травматическом опыте из его прошлого. Это может быть несчастный случай, жестокое обращение или потеря.

Страх

Человек с боязнью высоты может испытывать тревогу или панику, столкнувшись с перспективой оказаться на высоте.

Проблемы в отношениях

Общение с конкретными людьми или напоминания о прошлых проблемах в отношениях могут вызвать сильные эмоции, такие как грусть, гнев или разочарование.

Перемены

Значительные перемены в жизни, даже позитивные, могут вызывать различные эмоции. Начало новой работы или переезд на новое место могут вызывать волнение, тревогу или стресс.


Причины их появления

Прошлый опыт

Те, кто в прошлом пережил травму или значительный стресс, с большей вероятностью будут восприимчивы к эмоциональным триггерам. Реакция мозга на аналогичные стимулы может усилиться из-за эмоциональных отпечатков, оставленных прошлыми событиями.

Черты личности

Определенные черты личности могут влиять на реакцию человека на раздражители. К примеру, люди с высоким уровнем невротизма могут быть более склонны к переживанию негативных эмоций, а люди с высоким уровнем эмоциональной устойчивости могут лучше справляться со сложными ситуациями, не испытывая сильных переживаний.

Психическое здоровье

Люди с психическими расстройствами, такими как тревожные расстройства, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) или расстройства настроения, могут быть более восприимчивы к триггерам. Эти состояния могут усиливать эмоциональные реакции и затруднять эффективную регуляцию эмоций.

Генетика

Некоторые люди могут быть предрасположены к определенным эмоциональным реакциям в силу своих генетических особенностей.

Среда

Среда, в которой воспитывается и живет человек, также может способствовать его восприимчивости к триггерам. Такие факторы, как семейная динамика, социально-экономический статус и культурное влияние, могут определять, как человек воспринимает и реагирует на эмоциональные стимулы.


Как триггеры срабатывают

Когда срабатывает триггер, может показаться, что вы заново переживаете травматический опыт. В этом состоянии люди могут паниковать, чувствовать себя подавленными, плакать, вести себя агрессивно, отстраняться, защищаться.

Как работает триггер

Симптомы психологических триггеров часто включают в себя:

  • чувство страха, паники, тревоги или опасности (панические атаки)
  • учащенное сердцебиение и затрудненное дыхание
  • сложности в контролировании эмоций
  • желание убежать, скрыться или другое избегающее поведение
  • тревогу или приступы паники
  • физическое напряжение (сжимание кулаков или челюстей)
  • вспышки гнева или печали

Термины UX/UI Design: словарь дизайнера
Словарь дизайнера с основными понятиями в UX и UI, которые необходимо знать для работы и коммуникации
Читать далее

Примеры триггеров

Человек, потерявший родителя в праздник, грустит или отстраняется от дел во время праздничных дней.

После возвращения со службы военного могут триггерить громкие звуки или мигающие огни.

Профессионал, которого на прежней работе часто перебивали и игнорировали, может компенсировать это чрезмерной напористостью на новом месте.

Хотя невозможно составить исчерпывающий список триггеров или даже однозначно сказать, откуда они берутся, вы можете начать видеть взаимосвязь между причиной и следствием. Определив триггер, гораздо проще узнать, с чем он связан.

В первом примере человек, переживающий горе, может даже не осознавать, какое сейчас время года и почему он расстроен. Он сможет начать с этим работать, как только свяжет симптомы горя со своим текущим опытом.


Как работать с ними самостоятельно

📢
Психолог, бизнес-коуч (ICF, EMCC), автор и преподаватель курса «Личный бренд психолога и помогающего практика» в «Психодемии», автор телеграм-канала «Ника и Карл Густович Ю.» Вероника Коштаева рассказала, как работать с триггерами.

«Триггер — это эмоционально заряженный опыт. Его интенсивность и травматичность может быть разной. Когда мы оказываемся в ситуации, напоминающей этот опыт, нас захватывают переживания и эмоции. Мы начинаем проваливаться в этот опыт и, соответственно, возраст, когда он произошел.

С точки зрения юнгианского анализа, когда срабатывает триггер, активизируется комплекс и нас захватывает аффект. Он может быть разной интенсивности, но совершенно точно мы не воспринимаем ситуацию объективно, а скорее, из той точки, где этот опыт с нами произошел впервые.

Самостоятельно работать с триггерами сложно, для этого нужен опыт терапии и определенный навык, который научит замечать, где вас захватывают чувства. Требуется навык контроля своих эмоций и способность занимать позицию наблюдателя: абстрагироваться от переживаний, которые „затапливают“ в моменте, внутри ситуации.

К примеру, у женщины, назовем ее Мариной, был жесткий и критикующий отец, который в воспитательных целях долго и грубо отчитывал ее в детстве. Она не могла противостоять отцу. Так как его обвинения часто были несправедливыми, в душе Марины росли ярость, возмущение и обида, которые нельзя было предъявить адресату. Более того, ее мама хоть и не поддерживала отца, но никогда не защищала дочь. Это эмоционально заряженный опыт. Во взрослом возрасте у Марины появился ребенок, и когда ее муж, отец ребенка, начинает его за что-то отчитывать, это становится триггером. Она видит беспомощного ребенка, который не может за себя постоять, яростно кидается на его защиту, агрессивно атакует мужа и защищает сына. Это происходит потому, что она захвачена аффектом и идентифицирует себя с ребенком, по сути, она защищает не только сына, но и себя маленькую. Аффект не дает возможности увидеть, что это разные ситуации и сыну ничего не угрожает.

Как она могла бы работать с этим самостоятельно? Первое, что нужно сделать, — понять, что происходит внутри и что именно спровоцировало ее переживания. Прежде чем агрессивно среагировать и поскандалить с супругом, ей важно остановиться и понять, какие чувства всплывают и почему, кому они на самом деле адресованы. Совпадает ли реальная ситуация с тем, как она видит и ощущает ее в своем представлении. Дальше ей важно научиться отделять себя от сына, а своего мужа — от образа отца. А после этого стоит обсудить с мужем, что с ней происходит в тот момент, когда он грубо говорит с сыном, и как он может помочь ей не проваливаться в свои травматичные воспоминания.

Если обобщить, то в работе с триггерами надо разделять психическую реальность (наши ощущения и чувства) и факты. Не всегда то, как мы воспринимаем ситуацию внутри себя, равно тому, что происходит на самом деле. Также важно отделять реальность „здесь и сейчас“ от прошлого опыта „там и тогда“».

Разобраться в своих эмоциях и определить, что за ними стоит, может быть непросто. Вот несколько способов, как вы можете помочь себе самостоятельно.

Ведение дневника

Дневник эмоций — это эффективный способ отслеживать свои чувства. Записывайте, что вы ощущаете в разные моменты дня и что могло вызвать эти эмоции. Постепенно вы начнете замечать закономерности и триггеры, которые вас провоцируют.

Разговор с самим собой

Задавайте себе вопросы: что я чувствую в данный момент? почему я это чувствую? есть ли что-то, что могло бы улучшить мое состояние?

Физическая активность

Помогает не только улучшить физическое состояние, но и сбросить накопившееся эмоциональное напряжение. Регулярные занятия спортом могут улучшить ваше эмоциональное самочувствие.

Разговор с близкими

Поделитесь своими чувствами с близким человеком. При проговаривании своих эмоций можно лучше их понять и найти решения для сложных ситуаций.

Самоанализ

Попробуйте вспомнить ситуации, в которых вы испытывали сильные эмоции, и проанализируйте, что именно их вызвало.

Работа со специалистом

Если самостоятельно справиться с эмоциями не удается, обратитесь к психологу или психотерапевту. Специалист поможет вам разобраться в ваших чувствах и предложит стратегии управления ими.


Положительное влияние триггеров

Позитивные триггеры — отличный способ преодоления тревоги, беспокойства, гнева или даже депрессии. Поскольку мы не можем быть тревожными и счастливыми одновременно, мы можем использовать позитивные триггеры, чтобы вывести себя из неприятного состояния.

Определенные запахи, звуки, фото, фильмы и занятия могут вызывать приятные воспоминания, связанные с положительным опытом прошлого. Позитивные триггеры могут вызвать всплеск мотивации. Просмотр вдохновляющего фильма или прочтение вдохновляющей книги может побудить человека к действиям.

Человек способен сознательно создавать положительные триггеры, обращая внимание на моменты, когда он испытывает положительные эмоции, и отмечая, что он делает в это время. Это может быть прогулка на свежем воздухе, общение с близкими, хобби или даже запах любимого парфюма.


Как используют триггеры в маркетинге

📢 Вероника Коштаева: «Воссоздавая в рекламе чувства и переживания, пробуждая воспоминания, маркетологи возвращают людей в прожитый опыт и тем самым стимулируют людей к действиям.

Детский опыт обиды, горечи и зависти к тем, кто получал подарки, может подтолкнуть взрослого человека покупать своим детям на Новый год самые лучшие и дорогие вещи. А картинка или текст, напоминающие о прошлом опыте, станут для этого триггером. Триггеры могут работать как обещания того, что для нас важно и ценно. Для человека нарциссического типа личности триггером к покупке могут стать слова „самое лучшее“. Потому что быть лучшим и иметь лучшее — это потребность такого типа личности, и он стремится ее реализовать.

Coca Cola как пример триггера в маркетинге

Есть расхожий прием: „Только 10 мест“, „Только сегодня“. Здесь может сработать триггер дефицитарности — ограничения чего-то по времени: мест на курсе или на определенном тарифе, товаров со скидкой, консультаций. У человека срабатывает страх упустить нечто ценное, и это стимулирует его к покупке. В постсоветском пространстве этот триггер очень живучий. Прошлые поколения страдали от дефицита, стояли с талонами в магазинах, ночами занимали очередь, чтобы получить что-то ценное, что было ограничено. Дефицита давно нет, а страх остался.

Есть также триггер „Эффект толпы“ — сколько человек сделало выбор в пользу продукта или услуги. У тех, кого это триггерит, срабатывает мысль: „Столько людей не могут ошибаться“. Но не все хотят быть частью толпы, некоторых это может оттолкнуть. На них работает триггер уникальности или избранности: „Станьте частью нашего закрытого клуба, доступного только для избранных. Каждое отправление формируется с учетом ваших предпочтений и интересов. Почувствуйте разницу с нашей эксклюзивной подпиской“.

«Золотое яблоко» как триггер уникальности в маркетинге

Если обобщить, триггер — это эмоции и опыт, как личный, так и коллективный. Триггеры апеллируют к явным или скрытым потребностям, страхам или ценностям. Они погружают нас в переживания и играют на чувствах вины, страха, зависти, радости. Люди постоянно ищут выгоду, хотят либо получить то, что принесет приятные ощущения, либо избежать того, что вызывает негативные чувства, и триггеры дарят им эту надежду».

Тест «Кем стать, когда вырос?»

Подскажем, в каком направлении искать любимое дело и работу мечты. После прохождения теста получите доступ к курсу о самореализации в карьере. Разберетесь с первыми шагами на пути к профессии и составите четкий план действий.

Понять себя 💫
Поделиться