Содержание
- Виды профессиональных навыков
- Как заполнить раздел о профессиональных навыках
- Примеры профессиональных скилов
- Навыки, которые не стоит указывать в резюме
- Ошибки при заполнении резюме
Виды профессиональных навыков
Профессиональные навыки в резюме делятся на hard skills и soft skills.
Технические навыки, или хард-скилы, — это конкретные, измеримые навыки, которые человек приобретает через обучение или опыт работы. Это может быть владение определенными программами и технологиями, знание языка программирования, навыки работы с оборудованием, высокий уровень иностранного языка и т. д.
Универсальные навыки, или софт-скилы, связаны с межличностным общением, лидерством, эмоциональным интеллектом и управлением временем. Это может быть умение управлять конфликтами, работать в команде, критически мыслить и т. д.
Высшая школа экономики провела исследование. Эксперты в течение года изучали вакансии на hh.ru и пришли к выводу, что чаще всего в российских компаниях требуются социальные навыки: они упоминаются почти в 47% вакансий.
Это же подтвердилось в американском исследовании биржи труда ZipRecruiter: подавляющее большинство работодателей (93%) отметило, что развитые софт-скилы играют решающую роль при принятии решений о найме.
Дизайн-библиотека BBE
Пополняемая коллекция бесплатных и платных курсов от онлайн-школы Bang Bang Education поможет определиться с интересами, развить насмотренность, освоить ключевые навыки и разобраться в тонкостях выбранной профессии.
Как заполнить раздел о профессиональных навыках
Вот несколько советов, как представить свои ключевые навыки в резюме:
- Перед тем как писать резюме, внимательно изучите вакансии, на которые вы планируете откликаться. Выделите навыки, которые необходимы для работы, и посмотрите, сколькими из них вы уже обладаете. Перечислите их в резюме. Рекомендуется указывать не более десяти навыков.
- Изучите работодателей, на вакансии которых вы планируете откликаться, чтобы получить представление о ценностях компании и культуре на рабочем месте.
К примеру, раздел «Ценности» в IBM включает:
- заботу об успехе каждого клиента
- инновации, которые имеют значение для компании и всего мира
- доверие и ответственность во всех отношениях
Если бы вы подавали заявление о приеме на работу в IBM, вот какие софт-скилы можно было бы указать: внимательность, инициативность и лояльность.
- Постарайтесь в пяти пунктах рассказать о своих обязанностях и достижениях на текущей или последней должности. Для всех остальных должностей в резюме укажите три пункта.
- Помните, что навыки должны быть подтверждены в вашей трудовой биографии. К примеру, вы указали навык «создание сайтов». В разделе с обязанностями опишите, что делали на прошлом месте работы. Добавьте конкретику достижениям с помощью фактов и цифр.
- Используйте профессиональный язык и избегайте сленга или жаргона.
«Когда перед тобой стоит задача разобрать те самые двести откликов на вакансию, особенно важным становится то, как составлено резюме. Что могу выделить:
1. Соответствие резюме критериям вакансии, на которую откликается кандидат (количество лет опыта, владение инструментами, работа с конкретным продуктом, кросс-функциональные знания).
2. Корректность составленного резюме: смешные картинки, афоризмы и сертификаты „Русского медвежонка“ не прибавляют баллов соискателю. А вот подсвеченные проекты, результаты и их влияние на продукт дадут понять, что кандидат подошел к составлению резюме серьезно».
Примеры профессиональных скилов
Приводим несколько примеров профессиональных навыков, которые нужны некоторым специалистам. Добавьте их в свое резюме при условии, что обладаете ими.
Для графического дизайнера
Хард-скилы:
- Цвет: знание цветовых кодов, подбор гармоничных цветовых сочетаний и использование цвета так, чтобы вызывать нужные эмоции и ассоциации.
- Композиция: сборка гармоничной композиции, направление внимания, расстановка акцентов, создание ощущения движения или покоя.
- Типографика и верстка: подбор подходящего по характеру шрифта для создания правильного впечатления, понимание того, какие шрифты сочетаются между собой, и создание макета с соблюдением правил верстки.
- Софт: базовые требования — владение программами Photoshop, Illustrator, InDesign, Figma.
Софт-скилы:
- Поиск идей: знание креативных техник и фреймворков, проведение исследований, сбор референсов из привычных образов и работа с метафорами.
- Трендвотчинг: отслеживание трендов в дизайне и развитие насмотренности.
- Умение аргументировать: защита своего дизайнерского решения перед заказчиком.
Для продакт-менеджера
Хард-скилы:
- Работа с данными: обеспечение полного цикла работы: от сбора до анализа и формулирования выводов.
- Продуктовое планирование: владение инструментами Jira, Trello или Asana для управления проектами.
- Исследование аудитории и конкурентов: формирование ключевых потребностей пользователей на основе интервью и анализа рынка.
- Аналитика: отслеживание показателей продукта и прогнозирование.
- Проектирование опыта пользователя: на основе собранных данных проектирование функционала и дизайна продукта.
- Управление бизнес-целями: их определение, умение считать юнит-экономику, выстраивание стратегии достижения бизнес-показателей.
Софт-скилы:
- Эмпатия: понимание чувств другого человека для создания продуктов, которые улучшают жизни людей.
- Управление командой: владение методологиями разработки цифровых продуктов, понимание процессов и взаимодействие с коллегами-разработчиками, тестировщиками, менеджерами.
- Коммуникабельность: умение находить общий язык и располагать к себе не только команду, но и пользователей на интервью и тестированиях.
Для IT-специалиста
Хард-скилы:
- Знание основ языка программирования.
- Знание технологий и инструментов разработки.
- Умение пользоваться такими инструментами, как Git (система контроля версий) и SQL.
- Знание паттернов проектирования и принципов программирования.
- Знание английского языка для работы с документацией к программному обеспечению и общения с иностранными специалистами и клиентами.
Софт-скилы:
- Логическое мышление: помощь в решении трудных, нестандартных задач и написание быстрого кода.
- Коммуникабельность: эффективный обмен информацией с коллегами, умение задавать вопросы, доносить свою точку зрения и сотрудничать с клиентами и заказчиками.
- Концентрация: умение фокусироваться на задаче для ее быстрого решения и обнаружения в ней ошибок.
Навыки, которые не стоит указывать в резюме
Большинство навыков, которыми вы обладаете, могут когда-нибудь пригодиться, но это не значит, что все они должны быть в резюме. Неподходящих навыков довольно много, поэтому мы разделили их на пять категорий.
- Навыки, которых у вас нет. Не выдумывайте их только для того, чтобы устроиться на работу, поскольку вас могут разоблачить уже на собеседовании.
«Если вы меняете профессию и у вас пока нет практического опыта, используйте переносимые навыки, которые будут полезны в разных сферах деятельности. К примеру, аналитика и менеджера по продажам объединяют умение быстро вникать в незнакомые процессы и переваривать большие объемы информации, навыки убеждения, презентации. А разработчика и копирайтера — последовательность, умение выстраивать структуру, вдумчивость и внимательность к деталям. Не обесценивайте предыдущий опыт, используйте его в свою пользу.
Если вы еще учитесь и впервые ищете работу, расскажите о полезном академическом опыте, учебных и личных проектах. Вероятно, вы участвовали в университетских мероприятиях, хакатонах, конкурсах, волонтерской деятельности и прокачали организаторские способности, лидерские качества, разработали собственный проект. Или сделали простой лендинг для бизнеса родственников и освоили конструктор сайтов за два дня. Расскажите о стажировках, выступлениях, публикациях, но не забывайте о том, что все это должно быть релевантно для позиции и полезно для будущего работодателя».
- Устаревшие навыки. Вы умеете делать резервные копии файлов на дискетах? Хорошо, но не указывайте это в своем резюме.
- Навыки, которые не имеют отношения к работе. Цель раздела навыков — убедить работодателя, что вы можете выполнить работу, а не любую задачу, которую только можно вообразить. Пишите в резюме только те профессиональные навыки, которые необходимы для данной работы.
- Шаблонные навыки. Даже если вы быстро обучаетесь, всегда мотивированы и ориентированы на результат, не упоминайте об этом. Это одни из самых популярных слов в резюме, и менеджеры по персоналу устали их видеть.
- Навыки, которыми должен обладать каждый. Не указывайте такие навыки, как владение Microsoft Word или умение гуглить. Практически любой человек сейчас обладает ими.
Ошибки при заполнении резюме
Описание только должностных обязанностей
В разделе «Опыт работы» укажите как ваши должностные обязанности, так и достижения, которых вы добились в каждой роли. Стремитесь связать каждую должностную обязанность или задачу с достижением, чтобы показать менеджерам по найму, как ваша работа принесла пользу прошлым работодателям.
Грамматические ошибки или ошибки форматирования
Прежде чем публиковать резюме, внимательно просмотрите его на предмет орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок. Также проверьте, чтобы не было лишних пробелов и абзацев, разных шрифтов и сильно яркого оформления. Лучше всего оформлять резюме на hh.ru: к этому шаблону привыкли все менеджеры по подбору персонала. Убедитесь, что вы оформили свой опыт в хронологическом порядке: от последнего места работы к первому.
Сильно длинное резюме
Рекомендуется составлять резюме в пределах двух страниц. Если их больше, то возникает вопрос к навыкам структурирования информации у потенциального сотрудника. У менеджеров по подбору персонала ограниченный промежуток времени на изучение информации о вас, поэтому убедитесь, что они сосредоточатся на тех навыках, которые действительно помогут вам устроиться на работу.
Отсутствие актуализации
Резюме должно регулярно обновляться, особенно при появлении новых навыков, достижений или изменений в карьерной траектории.
Неверные контактные данные
Убедитесь, что информация о ваших контактных данных (телефон, электронная почта и т. д.) указана верно и с вами легко связаться.
Сопроводительное письмо
Нужно уметь его правильно писать. Оно должно дополнять резюме, а не дублировать информацию. Если не знаете, что написать в сопроводительном, лучше ничего не пишите.