Иллюстраторка и наставница Bang Bang Education Женя Лазарева провела интенсив «Хоррор-иллюстрация: рисуем в Adobe Illustrator», где рассказала об индустрии пугания, моде на смерть и визуальных маркерах страха.

В этой статье воспроизводим фрагмент об устройстве страха и его восприятии в разные эпохи, а полная запись интенсива доступна в разделе «Бесплатно» на сайте школы.

В современных исследованиях выделяют три составляющие страха: испуг, отвращение и ужас. Для наглядности испуг можно соотнести со скримерами в кино — это всегда что-то резкое, но понятное нам. Не так очевидно сопоставление страха и отвращения: даже в мультике «Головоломка» эти эмоции были представлены двумя разными персонажами. Тем не менее отвращение предполагает страх соприкосновения с чем-то крайне неприятным для нас. Ужас является пиковой парализующей эмоцией, при которой организм практически впадает в анабиоз и не может определить, как справиться с угрозой.

Другие грани этой эмоции можно увидеть в исторической перспективе. С большой вероятностью страх появился в тот момент, когда древний человек начал разделять свое и чужое. Со своим здесь можно ассоциировать комфортную зону, где человеку было хорошо, где на него не напал условный саблезубый тигр и где горел одомашненный огонь. Именно из противопоставления этой комфортной зоны и окружающего мира родился страх как осознанная эмоция. В отличие от инстинкта с осознанным страхом можно бороться, рефлексировать о нем или одомашнить его: через истории о страшной сущности, затаившейся в глубине пещеры, или об огне, который кусает за пятки непослушных древних детей.

Как индустрия и аттракцион страх также появляется в древние времена — вспомните древнегреческие мистерии или египетские жертвоприношения. Человеку всегда хотелось хлеба и зрелищ, чтобы стремительно и эффективно выводить других на эмоции.

Средние века — самая интересная и любимая мной эпоха для изучения, связанная с революционной идеей единства Божества, а также оппозицией добра и зла. Здесь стоит напомнить, что античные пантеоны состояли из множества разнохарактерных богов и богинь, которые не были абсолютно плохими или абсолютно хорошими. Именно христианство вводит образы бога и дьявола, святых и грешников, рая и ада, тем самым формируя драматичное противостояние света и тьмы.

Рассуждая о Средних веках из современности, важно удержать себя от их однобокой оценки. Например, при изучении средневековых книг можно заметить, что сцены адских мук прорисованы с большим удовольствием и правдоподобием, чем другие сюжеты. Это усердие на грани с садизмом часто связывают с диктатом церкви, которая пыталась запугать прихожан через изображения Страшного суда и напомнить о важности смирения в земной жизни.

Откровенно говоря, я слабо верю в эту идею, ведь страшные образы и существа являются не только наслаждением визуальным насилием, но и попыткой переработать собственные страхи, перенеся себя в тело грешника. Я не думаю, что средневековый человек искренне боялся картин с изображениями ада, — определенно были те, кто считал их смешными. Это подтверждается колоссальным количеством маргиналий, где черти и люди попадают в нелепые ситуации и используются темы ниже пояса.

То, что мы видим в книгах, — это лишь малая часть Средневековья, которая дошла до нас. Не стоит забывать о существовании устной и карнавальной культуры, а также о том, что средневековые книги читали грамотные люди из высших слоев общества, которые едва ли боялись чертей в аду. Мне нравится думать, что Средневековье не закончилось в один день — оно медленно сходило на нет, а его отголоски живут с нами до сих пор.

Далее тему страха фактурно раскрывает Северное Возрождение — в эту эпоху начинают формироваться и осознанно использоваться устрашающие визуальные маркеры. К ним относится столкновение масштабов и комбинирование несовместимого, особая цветовая палитра и колоссальное количество фигур на полотнах. Самый яркий пример — панк-живописец Иероним Босх, который придумал бешеное количество невообразимых существ и тяготел к избыточной доскональности. Но иногда лучше скрыть и не проговорить что-то для создания интриги — к этому искусство и культура придут уже позднее, что отразится в массовой любви к хоррорам.

Разобравшись в том, откуда берется страх, попробуйте нарисовать свою обложку к треш-хоррору — темы для нее Женя подсказала на практической части интенсива. При просмотре также узнаете, что читать и смотреть для дальнейшего погружения в тему.

Чтобы узнать о программе «Иллюстратор» больше, оставьте заявку на консультацию

Поделиться