Содержание

Что такое комикс

Комикс (от англ. comic — «смешной») — это жанр визуального искусства, в котором литературное содержание тесно связано с визуальными образами. Первые комиксы и правда были юмористического или развлекательного характера, но сейчас в них можно изложить абсолютно любую историю: художественную, научно-популярную, историческую.

Для комикса равнозначно важны как сюжет, так и иллюстрации с версткой, поэтому над его созданием может работать большая команда: писатель и редактор (создание истории), художник и дизайнер (иллюстрации, верстка).


Превратите хобби в профессию с доходом от 70 000 ₽ в месяц на уровне Junior. Изучите Photoshop, Illustrator и подготовите портфолио из 5 проектов. Потренируетесь решать брифы от сервиса «Ясно» и комьюнити BBE.

Стать иллюстратором 💥

Из чего состоит комикс

Термины, которые вам пригодятся:

  • Панель — одна рамка, в которой находится иллюстрация. Структура может быть любой: вертикальной, горизонтальной, справа налево.
  • Канавка — пространство между панелями. Размер канавки влияет на восприятие. Часто их делают стандартного размера для облегчения чтения.
  • Ряд — панели, расположенные в один ряд.
  • Полосной кадр — иллюстрация, занимающая всю страницу.
  • Разворот — иллюстрация, занимающая две страницы или более.
  • Пузырь — элемент, в котором содержится прямая речь или мысли персонажа. «Хвост» пузыря указывает на персонажа, произносящего реплику. Чтобы точнее передавать эмоции и ситуации, для каждого случая есть свой пузырь. Шепот выделяется пунктиром, мысли — облачком, крики — острыми углами.
Примеры разных пузырей
Примеры разных пузырей
  • Авторский текст — квадратный блок в стороне от панели. В нем может быть описание контекста, места, действия или настроения персонажа.
  • Звуковые эффекты — звук, записанный текстом. Их располагают вне пузырей и используют разные шрифты и эффекты, а звук становится отдельным визуальным элементом.
Звуковые эффекты в комиксе

«Мне пришло озарение — взять русские народные сказки»
Создатель комикса Александр Уткин — о русском фольклоре, говорящих орлах, западном и российском рынке иллюстраций
Читать далее

Виды комикса

Стрип

Небольшой комикс на одну страницу. Такие комиксы на наболевшие темы часто встречаются в соцсетях.

Стрип Саши Митлаковой про скетчбуки
Иллюстрация Саши Миткалковой

Комикс

Многостраничное издание, которое выходит с определенной периодичностью.

Графический роман

Отличается от стандартного комикса большим объемом и издается не серийно, а один раз, как книга.

Арт Шпигельман. Обложка и разворот графического романа «Маус». 1980
Арт Шпигельман. Обложка и разворот графического романа «Маус». 1980

Манга

Японские комиксы, ставшие значительной частью японской книжной индустрии. Классические выходят в черно-белом формате и читаются справа налево.

Кацухиро Отомо. Манга «Акира»
Кацухиро Отомо. Манга «Акира»

Веб-комикс

Комикс, выходящий онлайн. Часто веб-комиксы публикуются самими авторами на личных страницах и не имеют печатных версий.

Веб-комикс Sarah Andersen
Sarah Andersen

По размерам комиксы делятся на ваншоты — единичные самостоятельные выпуски — и серийные издания.


Вебинар «Комикс: управление временем, пространством и настроением»

Рассмотрите, как можно по-разному рассказать историю в контексте комикса, узнаете, где брать вдохновение для новых сюжетов, нарисуете собственный и укрепите портфолио.

Смотреть бесплатно 🔥

Как придумать сюжет для комикса

В разработке комиксов действуют те же правила, что и при создании литературного произведения или сценария фильма. Важно, чтобы читателям было интересно наблюдать за героями, их приключениями, становлением и развитием. Истории нужен конфликт, герой и арка — изменения, которые происходят с персонажем. Можно опираться на классическую трехчастную структуру:

  1. Акт первый — завязка. Его задача — представить героев, их взаимоотношения, ситуации, мир, в котором они живут.
  2. Акт второй — конфронтация. Здесь появляется конфликт, который должен изменить героя. Он чему-то учится, что-то осознает, справляется или не справляется с трудностями. Персонажи развиваются. Это и есть арка.
  3. Акт третий — развязка. Кульминация и разрешение конфликта. Сюжетные линии приходят к логическому завершению.
Трехчастная структура сюжета

В конфликт герой может вступать с другими персонажами, с внешним миром, с самим собой. Характер героя должен проявляться через его действия, а не через словесные описания.

Николай Радлов. Иллюстрации из книги «Рассказы в картинках». 1937

Леттеринг: что это такое, зачем он нужен и как на этом заработать
Открываем мир леттеринга: узнаете, почему он становится неотъемлемой частью современной визуальной культуры
Читать далее

Процесс создания комикса

Художник может делать комикс по-разному: выполнять заказ по чужому сценарию, работать с другими художниками, создавать комикс полностью самостоятельно. В зависимости от целей и задач этапы будут немного различаться.

История

Сегодня в форме комикса можно подать любую информацию: научные факты и познавательные материалы, роман-эпопею, автобиографию. Не ограничивайте себя форматом. Подумайте, о чем вы хотите рассказать и почему это важно прочитать другим. На этом этапе планировать все тонкости сюжетных поворотов не стоит. Записывайте все, что приходит вам в голову.

Сценарий

Ваша история — основа комикса. Теперь надо расписать детали. Во многом это будет зависеть от формата: одностраничный, веб-комикс, графический роман. Подбирайте темп и продумывайте план в зависимости от вашей цели.

Запишите основные события: завязку, конфликт, главных и второстепенных персонажей. Начните со скелета сценария, а потом подробно пропишите диалоги и детали. Не забывайте, что комикс — визуальная история, поэтому действия и эмоции надо передавать картинками, а не словами.

Персонажи

Они прорисовываются перед тем, как создается комикс. Важно, чтобы читатель не путался в ваших героях, поэтому продумайте, что сделает образ каждого персонажа узнаваемым: детали, пластика движений. То, что герои нарисованы в одном стиле, не значит, что они все должны одинаково выглядеть. Передайте черты характера внешностью и языком тела. Так, скромная девушка может сутулиться и скрещивать руки перед собой.

Когда вы придумали образ, нарисуйте персонажа в разных позах и с разными эмоциями. Так вы поймете, насколько узнаваемым он получился, а заодно потренируетесь в отрисовке.

Черновая раскадровка

Здесь вы превращаете слова в рисунки. На этом этапе важно продумать последовательность панелей, позы героев, расположение текста. Ваша задача — сделать историю в картинках такой же понятной, как в текстовом формате.

Комикс — не рисование всех действий во всех подробностях. Показывайте то, что важно для развития сюжета. Разбивайте сцену на ключевые действия и оставляйте только важные.

Черновая раскадровка комикса художника Александра Ремизова
Александр Ремизов. Черновая раскадровка комикса

Черновую раскадровку можно сделать в небольшом формате — так проще составить общее впечатление, а можно в полноформатном — так понятнее, как комикс будет выглядеть в финале.

Во время черновой раскадровки часто корректируют сценарий. В картинках становится понятно, что некоторые моменты смотрятся не выигрышно, а каких-то деталей не хватает.

Подытожим:

  1. Сделайте эскизы панелей — экспериментируйте со структурой.
  2. Наполните их содержанием: добавьте схематично прорисованных персонажей и организуйте пространство внутри панелей.
  3. Продумайте расположение пузырей.
  4. Проверьте, что ваш комикс удобно и логично читается.

Чистовая раскадровка

Самый масштабный этап. Здесь прорабатывают детали, делают колеровку и дорабатывают комикс до финального состояния. Многое зависит от инструментов, с которыми вы работаете: графические редакторы Adobe Illustrator, Procreate или традиционные материалы.

Александра Уткина. Разворот из книги «Сказки Гамаюн»
Александр Уткина. Разворот из книги «Сказки Гамаюн»

На что опираться при планировании раскадровки? Как задать нужную динамику повествованию? Необходимо грамотно использовать планы. У каждого есть своя функция.

Общий план знакомит зрителя с контекстом, показывает окружающую обстановку. Панорамы, пейзажи, зарисовки улиц и местности, в которой происходит действие, — это все про общий план.

Средний план позволяет сделать акцент на определенном фрагменте общего плана и ближе познакомить зрителя с персонажами, показать основные действия, диалог.

Крупный план обращает все внимание на одного героя, его эмоции или какое-то действие: сжатие рук, падение, звонок телефона. Это помогает добавить драматизма.

Иллюстрации из книги «Тайна ножа и часов»
Иллюстрации из книги «Тайна ножа и часов»

Что важно учесть

Главное — идея. Без цепляющей идеи даже безупречно нарисованная история будет неинтересной.

Выберите формат. Перед тем как создать комикс, определитесь, каким будет его объем: ваншот или серийный комикс. От этого будет зависеть сценарий.

Определитесь со стилем. Хоррор в мультяшном стиле вряд ли будет пугать, но из каждого правила есть свои исключения.

Не забывайте про текст. При рисовании панели следите за ее пространством: там должно оставаться место для текста. Если вы рисуете от руки, можно сразу рисовать пузыри или оставить для них место и добавить позже в программе.

Представьте, что вы оператор. Как бы выглядела сцена, если бы вы сняли ее снизу, сверху, с большим зумом? Используйте этот прием, когда заполняете содержимое рамки.


Курс «Как нарисовать и издать книгу»

Узнаете, в какую форму облечь сюжет, — научитесь работать с персонажами, макетами и издательствами. Подойдет практикующим иллюстраторам, которые хотят издавать собственные книги или сотрудничать с издательствами.

Записаться на курс 🖌

Где рисовать комиксы

Художники-комиксисты работают по-разному. Кто-то на бумаге, кто-то в цифре, кто-то совмещает оба способа: рисует на бумаге, а обводит, добавляет текст и цвет уже в редакторе.

Если это ваш первый комикс, попробуйте выполнить его в привычной вам технике или с помощью подручных программ, к примеру Procreate. Лучше уделить внимание идее, сюжету, разработке персонажей и организации панелей.

Где бы вы ни создавали комикс, подготовка к печати будет производиться цифровым способом.


Курс «Основы Procreate»

Познакомитесь с базовыми навыками работы в программе и нарисуете автопортрет. Доступно по подписке на «Дизайн-библиотеку». После оформления вам откроется 80+ полезных курсов.

Повысить экспертизу 💥

Десять идей для первого комикса

  • История о моей самой большой детской обиде.
  • Как я впервые увидел…
  • Как я потерял и искал какую-то важную вещь.
  • История моего самого большого провала.
  • История, которую я вспоминаю, когда мне грустно.
  • Как я случайно сделал то, чего не собирался делать.
  • История о самой дорогой ошибке.
  • Самая нелепая ситуация, в центре которой я оказался.
  • Как я сделал шаг, на который долго не решался.
  • Мое самое большое приключение.
Иллюстрация Анны Мозговец
Иллюстрация Анны Мозговец

За основу истории можно брать биографию другого человека и поднимать важные темы. Студентка годовой программы «Иллюстратор» Оксана Москалева сделала выпускным проектом комикс, посвященный 94-летней японской художнице Яёи Кусаме и всем, кто испытывает ментальные трудности:

«Яёи Кусама очень впечатлила меня тем, что смогла преодолеть ментальные трудности и заниматься искусством вопреки всему. Многие дети и подростки сталкиваются с похожими вызовами, переставая верить в себя и свои способности, поэтому я захотела рассказать историю художницы и показать, что со всем можно справиться. Я очень надеюсь, что мой комикс в этом поможет».

А выпускница Оля Голохвастова выплеснула в итоговый проект всю свою комедийную насмотренность:

«Логлайн комикса — увалень и маменькин сынок Коля пошел за тортом, заблудился и пытается выжить. Ничего личного: я просто взяла сюжет “Робинзона Крузо” и переработала его в комедийном ключе, потому что очень люблю стендап и смеяться. Теперь предвкушаю, как будут смеяться все остальные на зимних каникулах, когда я опубликую полную версию комикса».

💫
Подборки, полезные материалы, работы студентов и новости школы ищите в телеграм-канале «BBE: иллюстрация».

Какие комиксы читать для знакомства с жанром

Своим топом делится иллюстраторка и преподавательница BBE София Коловская.

«Маус», Арт Шпигельман

Первый и единственный комикс, получивший Пулитцеровскую премию. В центре сюжета — сам Арт и его отец, выживший в Холокосте. Сцены их бесед перемежаются с воспоминаниями отца. Чтобы передать их ужас, Шпигельман заменяет людей на животных: евреи показаны как мыши, нацисты — как коты, а поляки — как свиньи. Хотя метафора прямая, рыдать над комиксом вы будете точно.

«Персеполис», Маржан Сатрапи

Еще один трогательный автобиографический комикс. На его страницах Сатрапи рассказывает о детстве и юности в Иране времен исламской революции, которая навсегда изменила ее будущее. На основе этого сюжета есть анимация, но я советую именно комикс.

«Здесь», Ричард Макгуайр

Это история одного угла комнаты — комикс показывает события, происходившие здесь в разные периоды. Издание стало эквивалентом научного прорыва в комиксах, у которых есть встроенное свойство соединять пространство и время. В комиксе отсутствует линейное повествование, поэтому вам предстоит прыгать из одного столетия в другое.

«Малыш Немо в Сонной стране», Винзор МакКей

Комикс появился в начале XX века и издавался в газете. МакКей так умело играл с форматом, что его находки вдохновляют до сих пор. В комиксах про маленького Немо показаны его сны: он путешествует на ожившей кровати, знакомится со слоном и погружается в необыкновенные миры. На последней панели Немо просыпается в своей кровати — это повторяется из комикса в комикс.

«Хранители», Алан Мур, Дэйв Гиббонс, Джон Хиггинс

Эта история рушит стереотипы и деконструирует саму идею супергероя, разоблачая современные тревоги и механизмы политики. В «Хранителях» показана альтернативная история: по ее меркам супергерои появились в 1940–1960-х годах и изменили ход вещей.

Профессия «Иллюстратор»

С третьего месяца обучения вы сможете брать первые простые заказы. За 10 месяцев курса освоите профессию, чтобы претендовать на позицию Junior-иллюстратора или брать самостоятельные проекты. Со временем сможете выйти на доход от 180 000 ₽.

Стать иллюстратором 💫
Поделиться