Содержание

Что такое комикс

Комикс (от англ. comic — «смешной») — это форма истории, рассказанной при помощи визуальных образов и текста. Более развернутое определение предложил Скотт Макклауд в легендарной работе «Понимание комикса», назвав комикс «сопоставленными в определенном порядке графическими и прочими изображениями, призванными передать информацию или вызвать у зрителя эстетический отклик». Осознавая грузность такого определения, Макклауд также предложил называть комикс последовательным искусством.

Сюжеты комикса разнообразны: одни посвящены альтернативным вселенным и населяющим их супергероям, вторые — личным событиям или большим историческим пластам, третьи — научным прорывам или даже вопросам философии.

Для комикса равнозначно важны сюжет и иллюстрации с версткой, а над его созданием может работать как один человек, так и целая команда из иллюстратора, дизайнера, писателя и редактора.


Превратите хобби в профессию с доходом от 70 000 ₽ в месяц на уровне Junior. Изучите Photoshop, Illustrator и подготовите портфолио из 5 проектов. Потренируетесь решать брифы от сервиса «Ясно» и комьюнити BBE.

Стать иллюстратором 💥

Из чего состоит комикс

Все части комикса обозначаются специальными терминами — рассмотрим их ниже.

  • Панель — одна рамка, в которой находится иллюстрация и базовая единица комикса. Ориентация панели может быть вертикальной или горизонтальной.
  • Канавка — пространство между панелями. Часто канавку делают стандартного размера для облегчения чтения и восприятия произведения.
  • Ряд — панели, расположенные в один ряд.
  • Полосной кадр — иллюстрация, занимающая всю страницу.
  • Разворот — иллюстрация, занимающая две страницы.
  • Пузырь — элемент, в котором содержится прямая речь или мысли персонажа. «Хвост» пузыря указывает на персонажа, произносящего реплику. Чтобы точнее передавать эмоции и ситуации, для каждого случая есть свой пузырь. Шепот выделяется пунктиром, мысли — облачком, а крики — острыми углами.
Примеры разных пузырей
Примеры разных пузырей
  • Авторский текст — квадратный блок в стороне от панели. В нем может быть описание контекста, места, действия или настроения персонажа.
  • Звуковые эффекты — записанный текстом звук и отдельный элемент повествования. Такие эффекты часто располагают вне пузырей и используют разные шрифты.
Звуковые эффекты в комиксе

«Мне пришло озарение — взять русские народные сказки»
Создатель комикса Александр Уткин — о русском фольклоре, говорящих орлах, западном и российском рынке иллюстраций
Читать далее

Виды комикса

Стрип

Стрипом называется небольшой комикс на одну страницу. Такие комиксы на наболевшие темы часто встречаются в соцсетях.

Стрип Саши Митлаковой про скетчбуки
Иллюстрация Саши Миткалковой

Многостраничный комикс

Издание, которое выходит с определенной периодичностью. В основном это короткие истории, развивающиеся в разных выпусках. Такие серии могут издаваться месяцами или даже годами.

Графический роман

Отличается от стандартного комикса большим объемом и издается один или несколько раз.

Арт Шпигельман. Обложка и разворот графического романа «Маус». 1980
Арт Шпигельман. Обложка и разворот графического романа «Маус». 1980

Веб-комикс

Комикс, выходящий онлайн. Часто веб-комиксы публикуются самими авторами на личных страницах и могут не иметь печатных версий.

Веб-комикс Sarah Andersen
Sarah Andersen

Вебинар «Комикс: управление временем, пространством и настроением»

Рассмотрите, как можно по-разному рассказать историю в контексте комикса, узнаете, где брать вдохновение для новых сюжетов, нарисуете собственный и укрепите портфолио.

Смотреть бесплатно 🔥

Как придумать сюжет для комикса

В разработке комиксов действуют те же правила, что и при создании литературного произведения или сценария фильма. Важно, чтобы читателям было интересно наблюдать за героями, их становлением и развитием. Истории нужен конфликт, герой и арка — изменения, которые происходят с персонажем.

Николай Радлов. Иллюстрации из книги «Рассказы в картинках». 1937

В создании комикса можно опираться на классическую трехчастную структуру сюжетной композиции:

  1. Акт первый — завязка. Его задача — представить героев, их взаимоотношения, ситуации и мир, в котором они живут.
  2. Акт второй — конфликт. Здесь появляется конфронтация, которая должна изменить героя. Персонаж чему-то учится, что-то осознает, справляется или не справляется с трудностями. Герой может вступать в конфликт с другими персонажами, с внешним миром или с самим собой. При этом характер героя должен проявляться через его действия, а не через текстовые описания.
  3. Акт третий — развязка. Кульминация и разрешение конфликта, когда сюжетные линии приходят к логическому завершению.
Трехчастная структура сюжета

Леттеринг: что это такое, зачем он нужен и как на этом заработать
Открываем мир леттеринга: узнаете, почему он становится неотъемлемой частью современной визуальной культуры
Читать далее

Процесс создания комикса

Иллюстратор может делать комикс по-разному: выполнять заказ по чужому сценарию, работать с другими комиксистами или создавать комикс самостоятельно. В зависимости от целей и задач этапы работы будут немного различаться.

История

В форме комикса можно подать любую информацию: научные факты и познавательные материалы, роман-эпопею или автобиографию. Подумайте, о чем вы хотите рассказать и почему это важно прочитать другим. На этом этапе планировать все тонкости сюжетных поворотов не стоит. Чтобы нащупать историю, записывайте все, что приходит в голову.

Сценарий

Определившись с историей, можно переходить к проработке сюжета. Выберите формат (одностраничный, веб-комикс, графический роман), подберите темп истории.

Наметьте завязку, конфликт и развязку, а также главных и второстепенных персонажей. Начните со скелета сценария, а потом подробно пропишите диалоги и детали. Не забывайте, что комикс — визуальная история, поэтому действия и эмоции надо передавать картинками и лишь дополнять словами.

Персонажи

Они прорисовываются перед тем, как создается комикс. Важно, чтобы читатель не путался в ваших героях, поэтому сделайте образ каждого узнаваемым — со своими деталями, пластикой движений. То, что герои нарисованы в одном стиле, не значит, что они должны выглядеть одинаково. Передайте черты характера внешностью и языком тела. Так, скромная девушка может сутулиться и скрещивать руки перед собой.

Когда вы придумали образ, нарисуйте персонажа в разных позах и с разными эмоциями. Так вы поймете, насколько узнаваемым он получился, а заодно потренируетесь в отрисовке.

Черновая раскадровка

Здесь вы превращаете слова в рисунки. На этом этапе важно продумать последовательность панелей, позы героев и расположение текста. Ваша задача — сделать историю в картинках понятной и последовательной.

Комикс — не рисование всех действий в подробностях. Показывайте то, что действительно важно для развития сюжета, разбивайте сцену на ключевые действия и оставляйте только важные.

Черновая раскадровка комикса художника Александра Ремизова
Александр Ремизов. Черновая раскадровка комикса

Черновую раскадровку можно сделать в небольшом формате — так проще составить общее впечатление. Можно также сделать ее полноформатной, чтобы понять, как комикс будет выглядеть в финале.

Во время черновой раскадровки часто корректируют сценарий: она позволяет понять, что некоторые моменты смотрятся неубедительно, а каких-то деталей не хватает.

Еще раз зафиксируем последовательность шагов:

  1. Сделайте эскизы панелей — не бойтесь экспериментов!
  2. Наполните панели содержанием, добавьте схематично прорисованных персонажей и организуйте пространство внутри панелей.
  3. Продумайте расположение пузырей.
  4. Проверьте, что ваш комикс удобно и логично читается.

Чистовая раскадровка

Самый масштабный этап предполагает проработку деталей, колеровку и доведение комикса до финальной версии.

Александра Уткина. Разворот из книги «Сказки Гамаюн»
Александр Уткина. Разворот из книги «Сказки Гамаюн»

При планировании раскадровки также важно обращать внимание на планы, ведь у каждого из них своя функция.

Общий план знакомит зрителя с контекстом и показывает обстановку. Панорамы, пейзажи, зарисовки улиц и местности, в которой происходит действие, — это все общий план.

Средний план позволяет сделать акцент на определенном фрагменте и ближе познакомить аудиторию с персонажами, показать их основные действия и диалоги.

Крупный план обращает все внимание на одного героя, его эмоции или действие: сжатие рук, падение, звонок телефона. Чередование разных планов позволяет управлять вниманием читателя и придает истории необходимую динамику. Чтобы натренировать глаз, представьте, что вы оператор, снимающий объект с разных ракурсов и расстояний, и используйте этот прием при создании комикса.

Иллюстрации из книги «Тайна ножа и часов»
Иллюстрации из книги «Тайна ножа и часов»

Курс «Как нарисовать и издать книгу»

Узнаете, в какую форму облечь сюжет, — научитесь работать с персонажами, макетами и издательствами. Подойдет практикующим иллюстраторам, которые хотят издавать собственные книги или сотрудничать с издательствами.

Записаться на курс 🖌

Где рисовать комиксы

Художники-комиксисты работают по-разному: одни предпочитают традиционные материалы, вторые — графические редакторы, а третьи совмещают оба подхода. Костяк комикса может быть нарисован на бумаге и от руки, а текст и цвет — добавлены в одной из программ.

Если это ваш первый комикс, попробуйте выполнить его в привычной вам технике или с помощью подручных программ.


Курс «Основы Procreate»

Познакомитесь с базовыми навыками работы в программе и нарисуете автопортрет. Доступно по подписке на «Дизайн-библиотеку». После оформления вам откроется 80+ полезных курсов.

Повысить экспертизу 💥

Десять идей для первого комикса

  • История о моей самой большой детской обиде.
  • Как я впервые увидел…
  • Как я потерял и искал какую-то важную вещь.
  • История моего самого большого провала.
  • История, которую я вспоминаю, когда мне грустно.
  • Как я случайно сделал то, чего не собирался делать.
  • История о самой дорогой ошибке.
  • Самая нелепая ситуация, в центре которой я оказался.
  • Как я сделал шаг, на который долго не решался.
  • Мое самое большое приключение.
Иллюстрация Анны Мозговец
Иллюстрация Анны Мозговец

За основу истории можно брать биографию другого человека и поднимать важные темы. Студентка годовой программы «Иллюстратор» Оксана Москалева сделала выпускным проектом комикс, посвященный 94-летней японской художнице Яёи Кусаме и всем, кто испытывает ментальные трудности:

«Яёи Кусама очень впечатлила меня тем, что смогла преодолеть ментальные трудности и заниматься искусством вопреки всему. Многие дети и подростки сталкиваются с похожими вызовами, переставая верить в себя и свои способности, поэтому я захотела рассказать историю художницы и показать, что со всем можно справиться. Я очень надеюсь, что мой комикс в этом поможет».

А выпускница Оля Голохвастова выплеснула в итоговый проект всю свою комедийную насмотренность:

«Логлайн комикса — увалень и маменькин сынок Коля пошел за тортом, заблудился и пытается выжить. Ничего личного: я просто взяла сюжет “Робинзона Крузо” и переработала его в комедийном ключе, потому что очень люблю стендап и смеяться. Теперь предвкушаю, как будут смеяться все остальные на зимних каникулах, когда я опубликую полную версию комикса».

💫
Подборки, полезные материалы, работы студентов и новости школы ищите в телеграм-канале «BBE: иллюстрация».

Какие комиксы читать для знакомства с медиумом

Своим топом делится иллюстраторка и преподавательница Bang Bang Education София Коловская.

«Маус», Арт Шпигельман

Первый и единственный комикс, получивший Пулитцеровскую премию. В центре сюжета — сам Арт и его отец, выживший в Холокосте. Сцены их бесед перемежаются с воспоминаниями отца. Чтобы передать их ужас, Шпигельман заменяет людей на животных: евреи показаны как мыши, нацисты — как коты, а поляки — как свиньи. Хотя метафора прямая, рыдать над комиксом вы будете точно.

«Персеполис», Маржан Сатрапи

Еще один трогательный автобиографический комикс. На его страницах Сатрапи рассказывает о детстве и юности в Иране времен исламской революции, которая навсегда изменила ее будущее. На основе этого сюжета есть анимация, но я советую именно комикс.

«Здесь», Ричард Макгуайр

Это история одного угла комнаты — комикс показывает события, происходившие здесь в разные периоды. Издание стало эквивалентом научного прорыва в комиксах, у которых есть встроенное свойство соединять пространство и время. В комиксе отсутствует линейное повествование, поэтому вам предстоит прыгать из одного столетия в другое.

«Малыш Немо в Сонной стране», Винзор МакКей

Комикс появился в начале XX века и издавался в газете. МакКей так умело играл с форматом, что его находки вдохновляют до сих пор. В комиксах про маленького Немо показаны его сны: он путешествует на ожившей кровати, знакомится со слоном и погружается в необыкновенные миры. На последней панели Немо просыпается в своей кровати — это повторяется из комикса в комикс.

«Хранители», Алан Мур, Дэйв Гиббонс, Джон Хиггинс

Эта история рушит стереотипы и деконструирует саму идею супергероя, разоблачая современные тревоги и механизмы политики. В «Хранителях» показана альтернативная история: по ее меркам супергерои появились в 1940–1960-х годах и изменили ход вещей.

Чтобы узнать о программе «Иллюстратор» больше, оставьте заявку на консультацию

Поделиться