Дислексия — это особенность восприятия информации, из-за которой детям сложно учиться чтению, письму, математике. Проблема не уходит с возрастом, и, по данным Международной ассоциации дислексии, от 15 до 20% людей в мире являются носителями этого нейроотличия.

Согласно исследованию Ассоциации родителей и детей с дислексией и агентства MAGRAM Market Research, в 2019 году 61% россиян ничего не знали о дислексии, но мы верим, что сегодня этот термин звучит в инфополе все чаще, и хотим повлиять на то, чтобы осмыслялся он также уверенно, как употребляется.

Совместно с командой Щёлочи мы провели опрос о дизайне для людей с дислексией и пообщались с носителями опыта (спойлер — в креативном сообществе немало людей с дислексией). Рассказываем, что узнали.

Мы благодарим Шуру Аброськину и Аню Кильгишову за работу над проектом, Полину Попову за помощь с текстом и носительниц опыта дислексии Дарью Кокорину и Ксюшу Шашунову за участие в проекте. Каждое изображение в статье сопровождается альт-текстом.

На картинке — разворот книги «Гадкий утёнок», который показывает, как дислексик видит страницу с большим количеством текста.
Разворот из дипломного проекта для Школы дизайна НИУ ВШЭ Анны Панкратовой, DYSLEXIA EXPERIENCE

Что такое дислексия

Каждый пятый человек в мире может испытывать трудности с обработкой письменной информации. Это значит, что прямо сейчас кто-то рядом с вами, возможно, тратит вдвое больше усилий на то, чтобы прочитать эту статью, вывеску или постер в метро.  

Дислексия — это нейробиологическая особенность, которая влияет на восприятие текста. Она никак не связана с уровнем интеллекта или образования, ленью или отсутствием мотивации к обучению, а также проблемами со зрением. Человек с дислексией видит буквы и слова иначе, чем люди без дислексии: его мозг получает корректные зрительные сигналы, но обрабатывает их особым образом, поэтому процесс распознавания и расшифровки символов становится сложным и извилистым.

Дислексию часто сопровождают дисграфия (трудности с письмом, орфографией и пунктуацией) и дискалькулия (трудности с арифметическими операциями и количественными соотношениями).

Дислексия часто является сопутствующим диагнозом. Например, ее могут диагностировать вместе с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности). Важно помнить, что эти расстройства могут вызывать схожие трудности и симптомы, при этом являясь разными явлениями.

Каково происхождение дислексии? Современное медицинское сообщество затрудняется ответить на этот вопрос. По данным Ассоциации родителей детей с дислексией, «однозначного определения причин возникновения дислексии и других трудностей в обучении, а также какой-то единой классификации пока нет». При этом есть своеобразная группа риска — сообщество рекомендует семьям быть особенно внимательными, если у одного из родителей есть дислексия, дисграфия и другие трудности с чтением и письмом, сопровождающие их на протяжении всей жизни, а также если у ребенка была родовая травма или беременность проходила с осложнениями.

Людям с дислексией чаще всего сложно:

  • читать четко и быстро (буквы могут путаться, слова — пропадать)
  • соблюдать правила орфографии и пунктуации, запоминать исключения
  • запоминать и воспринимать последовательность действий
  • различать схожие звуки, например, «п» и «б», «с» и «з»
  • различать похожие буквы, например, «л» и «п», «б» и «д» в некоторых шрифтах
  • воспринимать терминологию и читать длинные слова
  • воспринимать сложные грамматические структуры вроде деепричастных оборотов

Дислексия — не болезнь или сложность, которая проходит со временем. Она остается на всю жизнь, но к ней можно адаптироваться.

Опрос: что креативное сообщество знает о дислексии

Чтобы понять, насколько креативная индустрия информирована о проблеме дислексии, в начале 2025 года мы провели опрос. Делимся результатами.

В опросе приняли участие 365 человек

64% из них подтвердили, что в их окружении есть люди, которые медленно читают и пишут с ошибками. 21% признались, что у них есть дислексия, 23% — что дислексия есть у знакомого человека, и в 30% всех случаев дислексия диагностирована врачом.

85% респондентов осознают, что дислексия снижает уровень жизни и комфорта человека, но при этом 77% респондентов не знают, как облегчить восприятие дизайна и типографики людям с дислексией.

86% респондентов считают, что дислексия — врожденная особенность, а не приобретенная (в реальности — бывает и такая, и такая).

63% уверены, что дислексию нельзя вылечить, но можно адаптироваться к ней, 30% уверены, что частично ее реально вылечить, и 7% считают, что дислексию можно вылечить полностью (в реальности — дислексия не лечится в традиционном медицинском смысле).

Личное отношение к людям с дислексией неоднозначно

При взаимодействии с человеком, который делает много ошибок на письме или медленно читает, 51% опрошенных испытывает сочувствие, 37% — раздражение, 13% — жалость, 11% — разочарование, и 4% — превосходство.

Что важнее в дизайне — эстетика или доступность?

Большинство респондентов (57%) считают доступность более важным фактором в дизайне, значительная часть опрошенных (27%) настаивают на равнозначности обоих факторов и меньшинство (13%) отдает приоритет эстетике.

«Доступность может быть эстетичной, эстетика доступной — не всегда. Поэтому лучше доступность», — одна из цитат респондентов.

Дислексия и графический дизайн

71% опрошенных верят, что обучение дизайну и типографике полезны человеку с дислексией, и 98% уверены, что дислексия не помешает человеку стать дизайнером.

По мнению респондентов, меньше всего учитывает потребности дислексиков книжная типографика (так считают 54% опрошенных), далее идут печатная продукция и упаковка (51% и 47%), за навигацию и веб голосуют 29% и 27%.

70% опрошенных слышали о существовании шрифтов, разработанных специально для людей с дислексией, и 86% из них уверены, что эти шрифты действительно работают.

На вопрос, какие шрифты легче воспринимаются человеком с дислексией, 62% ответили, что гротески, 37% проголосовали за брусковые, 27% — за антиквы.

86% проголосовали за то, что рукописные шрифты больше остальных усложняют восприятие текста, 52% считают таковыми акцидентные шрифты, 31% — антиквы.

С дислексией можно жить, учиться и достигать успехов. Чем лучше мы осведомлены, тем меньше обращаем внимание на стереотипы и тем больше работаем над созданием комфортной среды и возможностей для людей с дислексией. Мы видим текст по-разному, но смысл должен быть доступен для всех.

Доступность: как дизайн может помочь

«Не могу разобраться, что написано на указателе, пока не остановлюсь и не вчитаюсь»

«Не понимаю, куда идти по приглашению: текст есть, а смысл ускользает»

«Не могу выбрать ничего из меню в ресторане, потому что не могу прочитать»

«Учебник написан так, что глаза разбегаются»

Самые разные проблемы могут остаться незамеченными, если вы никогда не сталкивались с ними сами. Чтобы улучшать свои навыки, искать новые, интересные подходы к решению задач, нужно задавать вопросы себе, другим, за других — это поможет заметить, как решения, принятые вами, влияют на жизнь окружающих.

Дизайнеров часто просят сделать продукт интуитивно понятным. На первый взгляд, это хорошая цель. Но чей интуитивный опыт мы имеем в виду? То, что кажется естественным одному человеку, может быть совершенно непонятным другому. Восприятие дизайна зависит от прошлого опыта, культуры, языка, физических возможностей.

На картинке изображён набор латинских заглавных и строчных букв шрифта Dyslexie от A до Z в синем цвете.
Шрифт Dyslexie, источник

Эта особенность взаимодействия дизайнера и пользователя ярче всего проявляется в проблеме дислексии. В критической статье о шрифтах для дислексиков экс-главред Eye on Design Мадлен Морли рассказывает о своем опыте жизни с дислексией и отмечает, что дислексия не является нарушением зрения, а создатели специальных шрифтов часто упускают из виду, что проблема связана не столько с визуальным восприятием текста, сколько со сложностями с обработкой информации.

Да, некоторые люди действительно отмечают улучшение при использовании специальных шрифтов, но важно не поддерживать ложное впечатление полного решения проблемы и не упрощать представление о природе дислексии.

Есть много индивидуальных различий между носителями опыта, а существующих исследований по теме пока недостаточно.

Но главное, большинство исследователей сходятся во мнении: восприятие информации уникально для каждого дислексика. На него влияет степень тяжести заболевания, наличие иных нейроотличий, пользовательский и житейский опыт.

Однако уже к 2025 году стало возможным начать выделять основные паттерны. Поэтому на основе анализа существующих материалов по теме и общения с носителями мы сформировали чек-лист дизайн-приемов, которые с большей вероятностью сделают вашу работу доступнее для дислексиков.

Типографика и шрифты

  • Используйте шрифты без засечек: Arial, Verdana, Tahoma и подобные.
  • Избегайте плотного межбуквенного расстояния.
  • Задавайте межстрочное расстояние не менее 1,5 для основного текста.
  • Используйте размер шрифта от 12–14 пт и выше.
  • Избегайте курсива, подчеркивания и других выделений, искажающих буквы.
  • Применяйте жирное начертание, цветовые акценты или врезки — умеренно, без перегрузки.
На картинке показано, как видят мир вокруг люди с хориоретинальным воспалением, дислексией, метоморфопсией и близорукостью.
Проект Дарьи Кокориной для Школы дизайна НИУ ВШЭ, «Нарушение восприятия визуального»

Верстка

  • Выравнивайте текст по левому краю, оставляя «рваный» правый край.
  • Избегайте узких колонок по типу газетной верстки.
  • Ограничивайте длину строки 60–70 символами.
  • Делите текст на абзацы по 3–4 строки, чтобы избежать плотных текстовых блоков.
  • Не начинайте новое предложение в конце строки, лучше использовать перенос.
  • Используйте маркированные или нумерованные списки для структурирования.
  • Руководствуйтесь принципами визуальной иерархии.

Язык и стиль текста

  • Пишите короткими, простыми предложениями.
  • Избегайте сложных конструкций, двойных отрицаний и пассивного залога.
  • Не используйте римские цифры и сложные символы по типу №.

Цвет и фон

  • Используйте темный текст на мягком светлом фоне: белом, бежевом, пастельно-сером, кремовом.
  • Обеспечьте достаточный контраст между фоном и текстом.
  • Избегайте фоновых изображений, текстур и другого визуального шума за текстом.
  • Не используйте сложные и непривычные для глаз цветовые сочетания (например, красного на зеленом).

Вариативность контента

Если сопроводить текст альтернативным видом контента, это поможет лучше воспринять и усвоить информацию. Будьте осторожны с украшательством, особенно там, где сообщение важнее креатива.

  • Избегайте приемов анимации и моушн-дизайна, которые могут искажать буквы.
  • Добавляйте инфографику.
  • Сопровождайте ключевые моменты иллюстрациями и пиктограммами, дублируя информацию через них.
  • Добавляйте QR-коды с контентом в веб-среде (например, в наружной рекламе). Веб-дизайн проще сделать доступным, так как он располагает большим количеством инструментов для персонализации контента: от скринридеров до возможности выбрать шрифт.

Субтитры, изначально созданные для людей с нарушением слуха, теперь используются в транспорте, на спортивных трансляциях, в социальных сетях и онлайн-кинотеатрах. Аудиокниги, созданные для незрячих, стали новым удобным форматом для тех, кто спешит или лучше воспринимает информацию на слух. Так дизайн из раза в раз становится не просто формой, а способом взаимодействия с миром.

В заключение призываем как можно чаще подходить к дизайну с исследовательской точки зрения. Ведь хорошие решения часто работают для всех, хотя начинаются с вопросов, касающихся лишь немногих.

База знаний проекта

Собрали материалы, которые помогут вам погрузиться в тему, как помогли нам при работе с этим текстом. Здесь вы найдете творческие проекты и симуляторы, которые покажут, как ощущается дислексия и как с ней уже работают в креативе и диджитале.

  1. AIGA Eye on Design. Can Fonts Really Help Those With Dyslexia? URL: https://eyeondesign.aiga.org/can-fonts-really-help-those-with-dyslexia/
  2. Apple. Accessibility Documentation. URL: https://developer.apple.com/design/human-interface-guidelines/accessibility
  3. Bang Bang Education. Курс Практики цифровой доступности от Bang Bang Education. URL: https://bangbangeducation.ru/course/digital-accessibility
  4. Cognitive Accessibility User Research. URL: https://w3c.github.io/coga/user-research/
  5. Dyslexia Community. Сообщество людей, слов, ошибок и возможностей. URL: https://dslxcommunity.com/
  6. HSE Design. Панкратова Анна, куратор Умнова Екатерина. САЙТ DYSLEXIA EXPERIENCE. URL: https://hsedesign.ru/project/822aa850831740458254b32b32c65cba
  7. IQClub. Симулятор дислексии: взгляд на дислексию со стороны. URL: https://iqclub.ru/dyslexia-simulator
  8. PRINT Magazine. How Accessible Typography Makes Classrooms More Inclusive. URL: https://www.printmag.com/type-tuesday/how-accessible-typography-makes-classrooms-more-inclusive/
  9. PRINT Magazine. I’m a Creative Director with Dyslexia, AI Takes My Creativity to Places I Never Imagined. URL: https://www.printmag.com/creative-voices/im-a-creative-director-with-dyslexia-ai-takes-my-creativity-to-places-i-never-imagined/
  10. PRINT Magazine. Socially Responsible Design. URL: https://www.printmag.com/categories/socially-responsible-design/
  11. Tebiakina Anastasiia (LinkedIn). Об опыте дислексии и дизайне. Часть 1. URL: https://www.linkedin.com/posts/anastasiia-tebiakina_medyslexia-activity-7246915530241060864-TmyD?utm_source=share&utm_medium=member_desktop&rcm=ACoAACsfidABDikAmGnqal71p_8Uyjelc5JbMLw
  12. Tebiakina Anastasiia (LinkedIn). Об опыте дислексии и дизайне. Часть 2. URL: https://www.linkedin.com/posts/anastasiia-tebiakina_in-the-previous-post-i-shared-a-story-about-activity-7251634353988890624-35pK
  13. The British Dyslexia Association (BDA). URL: https://www.bdadyslexia.org.uk/
  14. Tilda. Цифровая доступность. URL: https://tilda.cc/ru/lp/accessibility/
  15. Uxcel. Designing for Dyslexia. URL: https://app.uxcel.com/courses/design-accessibility/designing-for-dyslexia-081
  16. VK Team. Секреты цифровой доступности. URL: https://team.vk.company/a11y_training/
  17. Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) international standard. URL: https://www.w3.org/WAI/standards-guidelines/wcag/
  18. Ассоциация родителей детей с дислексией. URL: https://dyslexiarf.com/proekty/kak-vidiat-liudi-s-disleksiei
  19. В месте буквы: BBE x Щёлочь. Опрос. URL: https://goo.su/KmUxD1
  20. Габдуллазянова З. Р. Фреймворк проектирования интерфейсов для людей с дислексией. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44721023_47145821.pdf
  21. Исследование об использовании настроек доступности на данных приложения «Яндекс Браузер» на Android и iOS. URL: https://inclusion.yandex.ru/settingsresearch
  22. Климовская Д. И. Зачем дизайн-сообществу нужны шрифты для дислексиков. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_54115324_30325753.pdf
  23. Климовская Д. И. Особенности разработки инклюзивных шрифтов для людей с дислексией. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_54765368_29466073.pdf
  24. Лебедева А. М. Специализированные шрифты в решении социальных проблем. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_49374211_38126046.pdf
  25. Мировая статистика дислексии и связанных с ней трудностей обучения: цифры и факты. URL: https://dslxcommunity.com/statistika-disleksii/
  26. Национальный стандарт Российской Федерации. Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200167693
  27. Плагин для Figma: Stark — Contrast & Accessibility Checker. URL: https://www.figma.com/community/plugin/732603254453395948/stark-contrast-accessibility-checker
  28. Проект «100 книг для детей с дислексией». URL: https://dslxcommunity.com/100-knig-dlya-detej
  29. Терентьева Д. Я. Принципы создания графических коррекционных материалов для дислексиков и дисграфиков на основе анализа их визуального восприятия. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35216332_33875710.pdf
  30. Хорова Э. И. Безбарьерный дизайн. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44074816



Поделиться