Если вы когда-нибудь замечали дизайн, при виде которого хочется сказать «О, тут все так ясно и понятно» — значит, вы знакомы со швейцарским дизайном (или международным типографским), который сформировался под влиянием конструктивизма и модернизма. Он лаконичен, минималистичен и отрицает декоративность. Расскажем о нем подробнее.
Содержание
Что такое швейцарский стиль?
Он появился в первой половине XX века, его основной принцип — главенство содержания над формой. В типографике этого стиля превалируют максимально упрощенные иллюстрации (чаще всего фотографии) и шрифты без засечек.

Но как же этот стиль просуществовал почти столетие и до сих пор остается актуальным в цифровую эпоху? Немного истории.
Интересный факт: самое крупное произведение в швейцарском стиле — Нью-Йоркское метро. Metropolitan Transit Authority использует шрифт Helvetica и сетку Swiss Style на всех своих вывесках.

Швейцария, 1940-е. В плакатах, иллюстрациях, печатной рекламе правит бал избыточность. Дизайнерам трудно справиться с визуальным хаосом, и происходит радикальная смена парадигмы. Осуществили ее два мыслителя — Йозеф Мюллер-Брокманн и Армин Хофманн.

Они задались вопросом: что, если дизайн будет нести не «украшательскую», а универсальную функцию? Так родился Swiss Style — не просто набор правил, а целая философия, в основе которой — ясность и простота. Не украшение, а коммуникация. Вот что такое дизайн по-швейцарски.

Используя швейцарскую сетку (о ней чуть позже) и шрифты без засечек (в первую очередь Helvetica), они создали острые и ошеломляюще эффектные работы, которые стали крайне популярны.
Основные принципы
Минимализм
В XXI веке этот принцип переродился во flat design: отказ от трехмерных объектов в пользу простых двухмерных. Для него также характерны простые формы и чистые цвета без текстур и градиентов. Он делает визуал удобным и понятным за счет четких линий и лаконичного оформления.

Интересный факт: в 1960-х Volkswagen запустили серию рекламных объявлений в газетах и журналах. Известные своей простотой, черно-белые изображения резко контрастировали с более иллюстративными, красочными дизайнами того времени, что вызвало вокруг кампании шум.

Эффективность
Задача дизайнера — донести смысл максимально быстро и без искажений. Никаких декоративных элементов, в том числе сложных изображений. Это наследие немецкого преподавателя и дизайнера Яна Чихольда, который первым описал основные правила модернистской типографики, помогающие справиться с перегруженностью информацией.
Универсальность
Подходит для плакатов, печатной рекламы, дизайна сайтов, упаковки. Одинаково легко понимается зрителями в любой стране мира. Разночтения невозможны.


Характерные особенности
Шрифты без засечек
Шрифты без засечек (также известные как гротески, или рубленые шрифты) — это гарнитура шрифта, которая характеризуется отсутствием декоративных элементов на концах букв. Они имеют равную толщину всех штрихов и максимальную насыщенность строки.
История шрифтов без засечек началась в 1816 году, когда был создан первый наборный шрифт этого класса.
Интересный факт: Apple также придерживается этого стиля — он глубоко укоренен в ДНК бренда. Они даже составили свое руководство по созданию интерфейса, познакомиться с ним можно тут.
Существует несколько основных типов:
- Старые гротески — имеют простой дизайн с контрастной толщиной штриха: Akzidenz-Grotesk.

Этот шрифт фармацевтическая компания Geigy использует для упаковки
2. Геометрические гротески — буквы геометрической формы. Используются для заголовков. Futura, Gotham.
3. Статические (новые) — шрифты одной ширины, закрытая апертура (пространство внутри буквы). Примеры: Helvetica, Arial.
4. Гуманистические гротески — сочетают элементы античных, имеют открытый рисунок. Подходят для удобного чтения лонгридов. Gill Sans, Frutiger. Именно его используют компании KitKat, BBC, Saab.

Логотип BBC — самый простой и самый доходчивый логотип на свете
Среди наиболее известных шрифтов этого типа можно выделить:
- Franklin Gothic (1905)
- Helvetica (1957)
- Univers (1957)
Они стали основной гарнитурой швейцарского дизайна в типографике и широко используются сегодня.
Строгая модульная сетка
Макет, основанный на вертикалях и горизонталях. Благодаря сетке информация легче считывается — глаз движется строго по направлениям. Вариации:
- Колоночная — несколько вертикальных направляющих. Часто используется для лендингов, позволяет создать сайт любой высоты.
- Модульная — выглядит как таблица с горизонталями и вертикалями. Подходит для листовок, рекламы, плакатов.

Выравнивание по левому краю
Один из ключевых принципов швейцарской типографики, который предполагает расположение текста с ровными левыми полями и неровными правыми.
В швейцарской школе типографики от традиционного выравнивания текста по ширине отказались по нескольким важным причинам:
- сложность восприятия — равномерно выровненный текст напоминал цельное полотно, что затрудняло чтение
- неравномерные интервалы — расстояние между буквами и словами получалось разным и создавало неряшливый вид
- отсутствие динамики — текст выглядел статично и монотонно
Преимущества выравнивания по левому краю:
- удобство чтения — читателю не нужно искать начало каждой новой строки
- естественный ритм — текст воспринимается как развевающийся флаг, что придает ему динамику
- четкая структура — левый край создает визуальную ось, по которой глаз легко скользит вниз
Важные правила при выравнивании текста по левому краю в швейцарской типографике:
- Отдельные слова и конструкции менее чем из трех букв должны переноситься на следующую строку.
- Не допускается выравнивание текста по центру или правому краю (кроме языков, читаемых справа налево).
- Текст должен иметь достаточное межстрочное расстояние для комфортного чтения.
Этот принцип стал настолько универсальным, что сегодня практически все современные веб-сайты и печатные материалы используют выравнивание по левому краю как стандарт оформления текстовой информации. Это делает текст более читабельным и визуально привлекательным для широкой аудитории.
Асимметричная композиция
Асимметрия здесь выглядит не как хаос, а как попытка управлять взглядом.
Швейцарские макеты избегают визуального шума, устраняя лишние элементы дизайна. Пробелы также позволяют получить более стильный, профессиональный вид, помогая выделить ключевой контент.

Работы Йозефа Мюллера-Брокманна
Фотографии
Их используют вместо изображений, потому что фото всегда объективнее работ художников. Если изображения есть, то они абстрактны. Чтобы подчеркнуть текст, используются черно-белые изображения.

Для каких брендов подходит швейцарский дизайн
Несмотря на свою популярность, он не универсален. Подходит для тех, чья целевая аудитория ценит надежность и ясность (банки, образовательные учреждения, IT-компании, финансовые компании).
Не подходит для брендов, чья коммуникация склоняется к игривости и причудливости.

Коллекция MoMa: работы Армина Хофманна
Как применить стиль в своих проектах
Начните с вопросов:
- Каково основное сообщение?
Удалите все, что ему не служит. - Можно ли еще упростить?
Дайте вашему дизайну дышать и используйте все преимущества свободного пространства. - Ощущается ли сбалансированность?
Используйте сетку для выравнивания элементов.

Что почитать
- «Швейцарский графический дизайн: истоки и развитие международного стиля, 1920–1965», Ричард Холлис
- «Сеточные системы в графическом дизайне», Йозеф Мюллер-Брокманн