Если вы когда-нибудь замечали дизайн, при виде которого хочется сказать «О, тут все так ясно и понятно» — значит, вы знакомы со швейцарским дизайном (или международным типографским), который сформировался под влиянием конструктивизма и модернизма. Он лаконичен, минималистичен и отрицает декоративность. Расскажем о нем подробнее.

Содержание

  • Что такое швейцарский стиль?
  • Основные принципы
  • Характерные особенности
  • Для каких брендов подходит швейцарский дизайн
  • Как применить стиль в своих проектах
  • Что почитать
  • Что такое швейцарский стиль?

    Он появился в первой половине XX века, его основной принцип — главенство содержания над формой. В типографике этого стиля превалируют максимально упрощенные иллюстрации (чаще всего фотографии) и шрифты без засечек.

    Источник

    Но как же этот стиль просуществовал почти столетие и до сих пор остается актуальным в цифровую эпоху? Немного истории.

    Интересный факт: самое крупное произведение в швейцарском стиле — Нью-Йоркское метро. Metropolitan Transit Authority использует шрифт Helvetica и сетку Swiss Style на всех своих вывесках.
    Источник: Pinterest

    Швейцария, 1940-е. В плакатах, иллюстрациях, печатной рекламе правит бал избыточность. Дизайнерам трудно справиться с визуальным хаосом, и происходит радикальная смена парадигмы. Осуществили ее два мыслителя — Йозеф Мюллер-Брокманн и Армин Хофманн.

    Источник

    Они задались вопросом: что, если дизайн будет нести не «украшательскую», а универсальную функцию? Так родился Swiss Style — не просто набор правил, а целая философия, в основе которой — ясность и простота. Не украшение, а коммуникация. Вот что такое дизайн по-швейцарски.

    Источник

    Используя швейцарскую сетку (о ней чуть позже) и шрифты без засечек (в первую очередь Helvetica), они создали острые и ошеломляюще эффектные работы, которые стали крайне популярны.

    Основные принципы

    Минимализм

    В XXI веке этот принцип переродился во flat design: отказ от трехмерных объектов в пользу простых двухмерных. Для него также характерны простые формы и чистые цвета без текстур и градиентов. Он делает визуал удобным и понятным за счет четких линий и лаконичного оформления.

    Источник
    Интересный факт: в 1960-х Volkswagen запустили серию рекламных объявлений в газетах и ​​журналах. Известные своей простотой, черно-белые изображения резко контрастировали с более иллюстративными, красочными дизайнами того времени, что вызвало вокруг кампании шум.

    Эффективность

    Задача дизайнера — донести смысл максимально быстро и без искажений. Никаких декоративных элементов, в том числе сложных изображений. Это наследие немецкого преподавателя и дизайнера Яна Чихольда, который первым описал основные правила модернистской типографики, помогающие справиться с перегруженностью информацией.

    Универсальность

    Подходит для плакатов, печатной рекламы, дизайна сайтов, упаковки. Одинаково легко понимается зрителями в любой стране мира. Разночтения невозможны.

    https://toni-group.de/ от pixeldarts.com
    Какие шрифты бывают: основные виды шрифтов для новичков l Bang Bang Education
    Как выбрать шрифт, подобрать размер, цвет и отступы

    Характерные особенности

    Шрифты без засечек

    Шрифты без засечек (также известные как гротески, или рубленые шрифты) — это гарнитура шрифта, которая характеризуется отсутствием декоративных элементов на концах букв. Они имеют равную толщину всех штрихов и максимальную насыщенность строки.

    История шрифтов без засечек началась в 1816 году, когда был создан первый наборный шрифт этого класса.

    Интересный факт: Apple также придерживается этого стиля — он глубоко укоренен в ДНК бренда. Они даже составили свое руководство по созданию интерфейса, познакомиться с ним можно тут.

    Существует несколько основных типов:

    1. Старые гротески — имеют простой дизайн с контрастной толщиной штриха: Akzidenz-Grotesk.
    Источник: Pinterest

    Этот шрифт фармацевтическая компания Geigy использует для упаковки

    2. Геометрические гротески — буквы геометрической формы. Используются для заголовков. Futura, Gotham.

    3. Статические (новые) — шрифты одной ширины, закрытая апертура (пространство внутри буквы). Примеры: Helvetica, Arial.

    4. Гуманистические гротески — сочетают элементы античных, имеют открытый рисунок. Подходят для удобного чтения лонгридов. Gill Sans, Frutiger. Именно его используют компании KitKat, BBC, Saab.

    Источник

    Логотип BBC — самый простой и самый доходчивый логотип на свете

    Среди наиболее известных шрифтов этого типа можно выделить:

    • Franklin Gothic (1905)
    • Helvetica (1957)
    • Univers (1957)

    Они стали основной гарнитурой швейцарского дизайна в типографике и широко используются сегодня.

    Строгая модульная сетка

    Макет, основанный на вертикалях и горизонталях. Благодаря сетке информация легче считывается — глаз движется строго по направлениям. Вариации:

    1. Колоночная — несколько вертикальных направляющих. Часто используется для лендингов, позволяет создать сайт любой высоты.
    2. Модульная — выглядит как таблица с горизонталями и вертикалями. Подходит для листовок, рекламы, плакатов.
    Источник: Pinterest

    Выравнивание по левому краю

    Один из ключевых принципов швейцарской типографики, который предполагает расположение текста с ровными левыми полями и неровными правыми.

    В швейцарской школе типографики от традиционного выравнивания текста по ширине отказались по нескольким важным причинам:

    • сложность восприятия — равномерно выровненный текст напоминал цельное полотно, что затрудняло чтение
    • неравномерные интервалы — расстояние между буквами и словами получалось разным и создавало неряшливый вид
    • отсутствие динамики — текст выглядел статично и монотонно

    Преимущества выравнивания по левому краю:

    • удобство чтения — читателю не нужно искать начало каждой новой строки
    • естественный ритм — текст воспринимается как развевающийся флаг, что придает ему динамику
    • четкая структура — левый край создает визуальную ось, по которой глаз легко скользит вниз

    Важные правила при выравнивании текста по левому краю в швейцарской типографике:

    1. Отдельные слова и конструкции менее чем из трех букв должны переноситься на следующую строку.
    2. Не допускается выравнивание текста по центру или правому краю (кроме языков, читаемых справа налево).
    3. Текст должен иметь достаточное межстрочное расстояние для комфортного чтения.

    Этот принцип стал настолько универсальным, что сегодня практически все современные веб-сайты и печатные материалы используют выравнивание по левому краю как стандарт оформления текстовой информации. Это делает текст более читабельным и визуально привлекательным для широкой аудитории.

    Асимметричная композиция

    Асимметрия здесь выглядит не как хаос, а как попытка управлять взглядом.

    Швейцарские макеты избегают визуального шума, устраняя лишние элементы дизайна. Пробелы также позволяют получить более стильный, профессиональный вид, помогая выделить ключевой контент.

    Источник

    Работы Йозефа Мюллера-Брокманна

    Фотографии

    Их используют вместо изображений, потому что фото всегда объективнее работ художников. Если изображения есть, то они абстрактны. Чтобы подчеркнуть текст, используются черно-белые изображения.

    Источник

    Для каких брендов подходит швейцарский дизайн

    Несмотря на свою популярность, он не универсален. Подходит для тех, чья целевая аудитория ценит надежность и ясность (банки, образовательные учреждения, IT-компании, финансовые компании).

    Не подходит для брендов, чья коммуникация склоняется к игривости и причудливости.

    Источник

    Коллекция MoMa: работы Армина Хофманна

    Как применить стиль в своих проектах

    Начните с вопросов:

    1. Каково основное сообщение?
      Удалите все, что ему не служит.
    2. Можно ли еще упростить?
      Дайте вашему дизайну дышать и используйте все преимущества свободного пространства.
    3. Ощущается ли сбалансированность?
      Используйте сетку для выравнивания элементов.
    Источник

    Что почитать

    • «Швейцарский графический дизайн: истоки и развитие международного стиля, 1920–1965», Ричард Холлис
    • «Сеточные системы в графическом дизайне», Йозеф Мюллер-Брокманн

    Карьера в дизайне

    Попробуйте себя в четырех востребованных профессиях в дизайне и выберите для дальнейшего развития ту специальность, которая подойдет вам больше всего. После обучения сможете работать младшим дизайнером, брать проекты на фрилансе и зарабатывать от 70 000 до 200 000 рублей и выше.

    Стать востребованным дизайнером 💥

    Поделиться
    Вышлем бесплатный гид на почту

    Нажимая кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных и с публичной офертой.

    Гид отправлен

    Если сообщение не пришло, проверьте папку «Спам».