Мертвец? Ельцин? Кыштымский карлик Алешенька? Логотип телекомпании «ВИD» по-настоящему пугал миллениалов, которые в детстве смотрели «Первый канал». В чем заключался его смысл, что на самом деле там изображено и как его придумали — разбираем здесь.

Создание компании «ВИD»
Частная телекомпания «ВИD» возникла в 1989 году как малое предприятие, которое занималось производством ТВ-передач. Создателями компании стали молодые журналисты, занятые в программе «Взгляд».
Они пересоздали российское ТВ, запустив несколько культовых программ: капитал-шоу «Поле чудес», военную передачу «Служу Отчизне!», «Шоу-биржу», «Последний герой».
Молодой и амбициозной компании понадобился новый брендинг. Например, название «ВИD» выглядит именно так — с сочетанием латинских и русских букв, — чтобы показать: новое ТВ направлено одновременно на восток и на запад.
Первый логотип «ВИD»
И тут появился он.
Супруга Владислава Листьева Альбина работала реставратором в московском Музее Востока. Коллеги заглянули туда за вдохновением и сразу обратили внимание на необычную скульптуру — голову китайского философа Го Сяна, на которой сидела трехлапая жаба. Философ при этом улыбается.

На голове у философа — денежная лягушка, которая стоит у многих на сервантах и «призывает» в семью деньги. Есть легенда: до превращения в земноводное это был грабитель, который обижал бедняков. Они вымолили защиту у Будды, а тот превратил злодея в лягушку, которая награждала людей золотом. Скульптура в итоге обозначает счастливое соединение материального и духовного миров.

Кто создал логотип «ВИD»
Оригинальный экспонат музей не предоставил, поэтому Листьев прибег к хитрости. Были внесены изменения: убрали улыбку с лица философа, подкорректировали уши и видоизменили лягушку — она стала напоминать чубчик. К тому же изображение перевели в ч/б, что не прибавило лого позитива. При современных технологиях такое решение кажется нелепым, но стоит понимать, что тогда многое делалось «на коленке».

Логотип приводит в недоумение: согласно основным правилам маркетинга, он должен быть лаконичным, позитивным и информативным. Ни одному из этих требований этот вариант не соответствует.
Притом заставка длилась 15 секунд и сопровождалась необычным звуком — фанфарами. Тем же детям звук напоминал отбивку перед fatality в игре Mortal Kombat, когда противнику предстояло быть разорванным пополам. Музыку к заставке создал композитор Владимир Рацкевич, и эти пять нот вводили в состояние тревоги даже взрослых. В 1998 году к паническим комментариям зрителей прислушались: из заставки удалили вспышки, а жуткую музыку заменили на голос Андрея Разбаша.
Видео с заставкой можно посмотреть здесь. Если у вас сейчас ночь, то лучше опишем: сначала на экране появляется черта, напоминающая бильярдный кий. Потом по этой черте катится серый шар. Экран затемняется, и появляется жуткая маска.
Как менялся логотип
Изменения охватывают более чем 30 лет его существования.

- 1987 год — появление первого логотипа «ВИD».
- Середина 1990-х — логотип видоизменился: стал серым, объемным, иногда с мутными глазами. Это вызвало негативное впечатление у аудитории.
- 2018 год — рестайлинг логотипа в связи с ребрендингом компании в «ВИDgital». Новый логотип выполнен в стиле современной компьютерной графики. Изображение напоминает голову человека, но с элементами, заимствованными из оригинального логотипа: голова мудреца с жабой на ней.

Интересные факты:
- Логотип изначально символизировал высокое искусство и изящество, но со временем стал ассоциироваться с чем-то пугающим и мистическим.
- Несмотря на изменения, общий дизайн логотипа сохранял узнаваемость, что позволило бренду оставаться запоминающимся.
- В каждом новом варианте логотипа дизайнеры старались сохранить элементы, предложенные Альбиной Назимовой, что подчеркивает историческую преемственность бренда.
- Заставку не забыли и оживили с помощью нейросетей (слабонервным смотреть не рекомендуется).
Теории (заговора)
Большая часть аудитории в 90-х воспринимала логотип исключительно как стилизованное изображение президента Бориса Ельцина. Сходство и правда было немалым. Возможно, в этом был некий элемент троллинга.
Другим казалось, что на лого изображена пожилая женщина с высокой прической. Почти все считали, что бледно-серая голова с мутными полузакрытыми глазами — это мертвец. Конкретных данных и исследований по теме, конечно, не существует, но считается, что у многих, особенно малолетних, зрителей заставка и лого вызывали боязнь темноты.
Жабу на голове у Го Сяна сравнивали с гипножабой из мультсериала «Футурама». Некоторым казалось, что это представитель монголоидной расы, которого держат за волосы — оттого на его лице отчетливое выражение боли. Другие версии: мертвый шахтер с фонариком, Владимир Ленин с пучком на голове.
Освоите творческую профессию для работы в IT-компаниях и на фрилансе. Оформите портфолио и добавите в него 13 работ. Сможете брать первые заказы после 6 месяцев обучения и зарабатывать от 70 000 ₽ после окончания курса.