Ле Корбюзьеодин из культовых архитекторов модернизма, чье имя звучит как синоним революции в градостроительстве. Давайте познакомимся с его проектами, узнаем ключевые идеи, принципы и степень влияния на мировое градостроительство.

Содержание

Краткая биография и чем знаменит

Ле Корбюзье — не настоящее имя, а творческий псевдоним Шарля-Эдуара Жаннере-Гри (1887–1965), архитектора-модерниста швейцарского происхождения.

Свой путь в архитектуре он начал еще в юности: учился в художественной школе и уже в 17 лет спроектировал свой первый дом. Гонорар за эту работу он вложил в поездки по разным странам для изучения ремесла на практике.

Осев в Париже в 1917 году, Шарль начал профессионально заниматься архитектурой. Уже спустя два года он присоединился к созданию авангардного журнала L’Esprit Nouveau («Новый дух»), где и появился его псевдоним — Ле Корбюзье.

В 1920-х он открывает собственное архитектурное бюро и начиная с 1922 года активно реализует проекты по всему миру.

Ле Корбюзье сформулировал свою философию в виде «Пяти отправных точек современной архитектуры».

У дома должны быть:

  • стойки-опоры
  • свободный фасад
  • плоская крыша
  • открытая планировка
  • много горизонтальных окон

Он описал целую систему пропорционирования  «Модулор», опираясь на правила золотого сечения и строение человеческого тела.

По его мнению, жилье должно быть максимально удобным, рациональным и без излишеств. В своих проектах он стремился стереть границу между внутренним и внешним пространством. Ле Корбюзье стал пионером в использовании промышленных материалов: бетона, стекла и стали.

Каждая его работа — будь то частная вилла, выставочный павильон, многоквартирный дом или храм — представляет собой отход от традиционных канонов.

Вилла Ла Рош / Жаннере

Вилла Ла Рош / Жаннере (Maisons La Roche-Jeannerett)

В центре парижского района Отей расположена Вилла Ла Рош / Жаннере — знаковый проект Ле Корбюзье, созданный им в сотрудничестве с братом Пьером. Работа велась в течение двух лет — с 1923 по 1925 года. Особенность проекта заключалась в его двойной функции: одна часть дома предназначалась для семьи Жаннере, а другая — для близкого друга архитектора, известного коллекционера и галериста Рауля Ла Роша.

Именно в этом здании Ле Корбюзье впервые на практике воплотил свою знаменитую концепцию пяти принципов. Особого внимания заслуживает крыша: она не просто защищает здание, а представляет собой полноценное пространство — террасу и сад.

Вилла стала прорывом в архитектуре того времени: ее смелые геометрические формы, лаконичный дизайн и сдержанная цветовая гамма вывели проект на уровень иконы модернизма. Это один из первых домов, в котором ясно читается стиль, принесший Ле Корбюзье мировую известность.

Вилла Савой

Вилла Савой (Villa Savoye)

Еще одна заметная вилла Ле Корбюзье — Савой в Пуасси, недалеко от Парижа.

Здание возводилось с 1928 по 1931 год. Особняк имеет кубическую форму и держится на столбах. Но это не единый куб: с двух сторон часть объема «вырезана» так, что на рассвете солнце заливает все внутреннее пространство.  При строительстве применялись железобетон и каменные блоки. Крыша, как и в предыдущем проекте, — зона отдыха с садом. Внутри виллы много свободного пространства и минимум перегородок.

Двухэтажный особняк расположился в окружении леса. Архитектор как будто стремится слить дом с природой с помощью широких ленточных окон и зеленоватых тонких колонн.

Дом Центросоюза (Наркомлегпрома)

Дом Центросоюза (Наркомлегпрома)

Дом Центросоюза — офисное сооружение, строившееся в период с 1928 по 1936 год в Москве. Оно считается наглядным примером архитектурного модернизма конца 1920 годов не только в российской столице, но и в мировой практике.

На момент появления здание поражало фасадами с обилием стекла. Тогда это было редкостью. Сама конструкция тоже необычная: она приподнята на опоры так, что под ней можно передвигаться. Крыша дома плоская, а стены облицованы редким розовым артикским туфом, который придает им особенный красновато-коричневый оттенок и выгодно отличает объект от большинства построек автора.

Сегодня в этом здании размещается Федеральная служба государственной статистики — Росстат.

Капелла Нотр-Дам-дю-О

Капелла Нотр-Дам-дю-О (Notre Dame du Haut)

На протяжении своей карьеры Ле Корбюзье неоднократно обращался к храмовой архитектуре. Еще в юности, побывав в монастыре неподалеку от Флоренции, он был впечатлен его архитектурными решениями. Этот образ стал ориентиром, оказывающим влияние на многие его последующие работы.

В период с 1950 по 1955 год во французском городе Роншан по проекту Ле Корбюзье была построена католическая часовня — Капелла Нотр-Дам-дю-О, которая значительно отличается от его предыдущих построек. Здесь автор отходит от привычной ему концепции функционализма и минимализма, которая доминировала в его раннем творчестве. Здание отличается мощными изогнутыми стенами, волнообразной крышей и окнами разного размера, расположенными в хаотичном порядке.

Жилой комплекс в Марселе

Жилая единица (Unité d'Habitation)

Новаторский для своего времени проект с концепцией «Жилая единица» воплотился в 17-этажном жилом комплексе в Марселе, который строили с 1945 по 1952 год.

Здание, приподнятое над землей на мощных опорах, выделяется сочетанием грубых бетонных поверхностей и ярких акцентов — лоджий, окрашенных в насыщенные цвета. Ле Корбюзье спроектировал 337 квартир и 23 различные планировки, рассчитанные на разнообразные категории жильцов — от одиноких людей до многодетных семей. Все квартиры имеют двухуровневую структуру.

Внутри комплекса предусмотрены протяженные коридоры, некоторые из которых отведены под рабочие пространства: здесь размещаются магазины, кафе, прачечная, парикмахерская. На последнем этаже расположен детский сад, а на крыше обустроена зона отдыха с бассейном и игровыми площадками для детей.

Спустя несколько лет архитектор реализовал аналогичный проект в Берлине, практически повторив архитектурную концепцию.

Чандигарх

Дворец Ассамблеи (Palace of Assembly)

Свои представления об идеальном городе Ле Корбюзье впервые смог реализовать в Индии — в Чандигархе, строительство которого велось с 1951 по 1956 год.

Вместе с братом Пьером и группой индийских архитекторов он разработал масштабную градостроительную концепцию: город был разделен на 47 секторов, каждый из которых функционировал как автономная единица с полной инфраструктурой. В каждом секторе предусматривалось наличие школы, рынка, больницы и храма — все в пределах пешей доступности.

Особое внимание уделялось организации транспортной системы. Были разработаны отдельные маршруты для пешеходов, велосипедистов, общественного и личного транспорта. Эти потоки не пересекались, что позволяло избежать хаоса на улицах и обеспечивало безопасность передвижения.

Ле Корбюзье лично спроектировал ключевые общественные здания: Верховного суда, Ассамблеи, Секретариата и Художественной галереи. Все они стали не просто функциональными объектами, а настоящими архитектурными произведениями. Каждое из них заслуживает внимания, но особое место занимает Дворец Ассамблеи — часть правительственного комплекса Капитолия. При его строительстве использовался необработанный бетон, а мощные архитектурные формы оживлены яркими фасадными элементами. Главный вход напоминает изогнутую ладью и опирается на восемь массивных опор, а в центре здания возвышается цилиндрический зал заседаний.

Сегодня население Чандигарха превышает один миллион человек.

Дома Жауль

Дома Жауль (Jaoul)

Дома Жауль в Нейи-сюр-Сен неподалеку от Парижа были построены в период с 1951 по 1960 год. Это два небольших индивидуальных здания, напоминающих таунхаусы. Они представляют собой трехэтажные конструкции, размещенные перпендикулярно друг другу на общей платформе цокольного этажа.

Архитектура этих домов исполнена в упрощенном, даже грубоватом стиле: мощные асимметричные арки перекрытий, крыши с земляным настилом. На первый взгляд, они далеки от  утонченной эстетики вилл Ле Корбюзье 1920 годов. Однако за их массивным обликом скрывается тонкая и изящная внутренняя организация пространства, что создает выразительное контрастное взаимодействие. Материалы, использованные в отделке, подчеркивают это ощущение гармонии: красный кирпич, необработанный бетон, яркоокрашенная и белая штукатурка, деревянные панели.

Карпентер-центр визуальных искусств

Карпентер-центр визуальных искусств (Carpenter Center for the Visual Arts)

Карпентер-центр визуальных искусств, расположенный на кампусе Гарвардского университета в Бостоне, был спроектирован и возведен в период с 1959 по 1962 год. Это единственное здание, созданное Ле Корбюзье в Северной Америке.

Центр предназначался для студентов, чьи направления обучения не связаны напрямую с искусством: юриспруденция, экономика, медицина, физика, химия, психология, философия. Главная идея заключалась в том, чтобы развивать у будущих специалистов художественное восприятие окружающего мира.

Архитектурное сооружение представляет собой куб, к которому примыкает округлый выступ. Над ними возвышается башня с лифтом. Одной из наиболее ярких черт здания стал пандус в виде S-образной линии, который соединяет выходы на две улицы. Кроме того, сквозной проход на втором этаже символизирует идею моста — метафору объединения, лежащую в основе философии центра, синтез и взаимодействие различных дисциплин.

Выставочный павильон (Центр Ле Корбюзье)

Выставочный павильон ZHLC (Центр Ле Корбюзье: Centre Le Corbusier, Heidi Weber Museum, Maison de l'Homme)

Свое последнее прижизненное творение архитектор реализовал в швейцарском Цюрихе по заказу дизайнера Хейди Вебер. Строительство велось с 1963 по 1967 год.

Проект создавался как пространство для хранения и демонстрации графических работ, скульптур и эскизов самого Ле Корбюзье. При строительстве использовались стекло, сталь и яркоокрашенные эмалированные панели. Особенно выразительной деталью стала крыша, по форме напоминающая огромный зонт, который будто оберегает творческое наследие мастера.

И сегодня в этом здании все так же размещается музей, посвященный жизни и архитектурному наследию мастера.

Церковь Сен-Пьер де Фирмини

Церковь Сен-Пьер де Фирмини (Saint Pierre)

Одним из самых интересных, но не завершенных при жизни Ле Корбюзье проектов стала Церковь Сен-Пьер де Фирмини во Франции. Архитектор приступил к ее разработке еще в 1960 году, однако воплотил идею его ученик Хосе Убрери спустя 41 год.

Как и в других своих работах, он остался верен новаторским идеям. Здание, выполненное из бетона и имеющее форму пирамиды, напоминает скорее индустриальное сооружение или даже корабль пришельцев, но не традиционную церковь. От квадратного основания оно постепенно сужается вверх, теряя четкость форм, что олицетворяет метафорическое движение от земного к небесному.

Особую атмосферу создают небольшие круглые окна, через которые поток света образует на восточной стене узоры, напоминающие созвездие Ориона. Окна-конусы из разноцветного стекла наполняют пространство освещением, которое меняется в зависимости от времени года и религиозных праздников, создавая уникальный эффект.

Знакомясь с творчеством Ле Корбюзье можно совершить кругосветное путешествие. Здания по проектам Ле Корбюзье возводили во Франции, Германии, Швейцарии, Бельгии, Италии, США, Аргентине, Японии, России и Индии.

С середины 50-х каждая новая постройка великого модерниста становилась событием в архитектурном мире. Семнадцать его произведений были удостоены особого статуса — включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Поделиться