О том, что важно учесть на старте карьеры, рассказали Анастасия Романова и Екатерина Торопова основательницы бюро Akke Collective и партнеры программы «Дизайнер интерьеров».

Позаботьтесь о договоре

На старте не всегда понятны границы ответственности, поэтому обращение к хорошему юристу для составления договора поможет избежать рисков. Также подписывайтесь на юридические каналы и следите за обновлениями в сфере права для дизайнеров.

Разделите документы

Дизайн-проект — это один договор, авторское сопровождение — другой, комплектация — третий. Объединение всех услуг в один документ — ошибка, чреватая недопониманием и конфликтами.

Готовый комплект документов можно купить у юристов, работающих в сфере дизайна интерьеров. Его стоимость варьируется от 30 000 до 50 000 ₽, но эта трата полностью окупит себя. Мы верим, что скоро работа только по договору станет нормой в профессии.

Интерьер кафе TECHNODONER. Здесь и далее — проекты Akke Collective

Изучите азы авторского права

Авторское право защищает ваши идеи, решения и проекты. Здесь важно понимать базовые принципы: что именно считается авторским трудом, где начинается нарушение прав и как себя защитить. Это придаст вам уверенности в переговорах и поможет правильно реагировать на любые претензии или копирования.

Фиксируйте все договоренности

  • После каждого созвона документируйте тезисы обсуждения и отправляйте в общий чат.
  • После встреч на объекте делайте фото и видео, записывайте основные решения и присылайте их всем участникам проекта.
  • Фиксируйте внутренние обсуждения в команде, чтобы проверять статус задач или рефлексировать о них после.

Внутри команды мы называем такие пометки «протоколами». Если вас или заказчиков напрягает протоколирование, назовите его заметками или тезисами. Для заказчика это станет памяткой, для вас — страховкой в случае разногласий.

Интерьер бистро John Doe

Структурируйте работу

Чем больше процессов автоматизировано, тем легче сосредоточиться на креативной части.

  • Разделяйте этапы работы и делайте чек-листы.
  • Создавайте шаблоны для писем, сообщений, постов, технических заданий, анкет, КП и договоров.
  • Систематизируйте коммуникацию с клиентами и подрядчиками.

Будьте готовы к критике

Вы занимаетесь прекрасным делом: создаете комфортную и красивую среду, что заслуживает уважения. Но критика будет всегда — обоснованная и нет. Вы услышите ее от заказчиков, строителей, пользователей в соцсетях и даже от знакомых, далеких от дизайна. Ваша задача — учиться отделять конструктивную критику от эмоций, делать выводы и сохранять веру в себя.

Интерьер бистро Fika

Прокачивайте насмотренность и референс-базу

  • Подписывайтесь на профильные журналы и блоги.
  • Сохраняйте интересные интерьеры, материалы и детали в свои подборки.
  • Следите за мировыми трендами, но переосмысляйте их по-своему.
  • Посещайте выставки, связанные с дизайном, архитектурой и прикладными специальностями.
  • Общайтесь со специалистами из разных сфер, нетворкинг — важная часть развития себя как профессионала.
  • Учитесь наблюдать и искать вдохновение в том, что окружает. Не ограничивайтесь дизайном и архитектурой: иногда необходимо абстрагироваться от референсов и оттолкнуться от непривычных наблюдений извне. Здесь на помощь придут природа, культурные особенности, смежные дисциплины, кино, музыка и другие сферы.

Инвестируйте в портфолио

Поначалу у большинства дизайнеров нет реализованных проектов — и это нормально. Создайте сильное портфолио из вымышленных проектов.

  • Делайте концептуальные работы, которые отражают ваши амбиции и стиль.
  • Не бойтесь быть смелыми и экспериментировать.
  • Ориентируйтесь на то, какие заказы вы бы хотели получать в будущем. Яркие, продуманные концепты привлекут нужных клиентов быстрее, чем реальные проекты без души.
Интерьер магазина Gate31 на Рубинштейна

Развивайте софт-скилы

Дизайн интерьера — это услуга: вы работаете с людьми, их запросами, эмоциями и ожиданиями. Умение вести диалог, слушать клиента и аргументировать свою позицию без конфликта — очень важные инструменты.

Учитесь презентовать идеи

Красивая концепция — половина успеха, также важно «продать» ее заказчику.

  • Подготавливайте понятные визуализации и коллажи.
  • Делайте логичную подачу — от идеи к реализации.
  • Объясняйте свои решения простым языком, без профессионального жаргона. Заказчик не обязан разбираться в тонкостях: ваша задача сделать так, чтобы он увидел ценность ваших предложений.
Фрагмент частного интерьера

Разберитесь в технических нюансах

Вы не можете знать всего, поэтому важно уметь работать в связке со специалистами и учиться задавать вопросы на старте (и не только на старте). Обсуждайте решения с инженерами, строителями и проектировщиками. Чем глубже знания, тем более реалистичными и качественными будут ваши проекты.

Не бойтесь задавать вопросы

На старте нормально чего-то не знать, поэтому лучше задать «глупый» вопрос подрядчику или коллеге, чем сделать ошибку в проекте. Ищите наставников, окружайте себя профессионалами и учитесь у них каждый день.

Интерьер магазина Gate31 на Гороховой

Не забывайте о себе

Работа дизайнера выматывает: дедлайны, стройки, ожидания заказчиков. Важно научиться беречь себя: разграничивать рабочее и личное время, делать перерывы, отпускать нерешаемые вопросы и давать себе право на отдых. Только так можно сохранить любовь к профессии на долгие годы.

Поделиться