Содержание

Аналитик — это человек, который собирает, обрабатывает, анализирует и интерпретирует данные. Такой подход помогает принимать обоснованные решения в бизнесе.

В зависимости от направления специалист может заниматься анализом конкурентов и потребностей клиентов, управлением данными и информацией, оценкой эффективности проектов, прогнозированием спроса, оптимизацией процессов и маркетинговым анализом.

Направления аналитики

В этой профессии универсальные специалисты — редкость. Задачи в разных индустриях сильно отличаются между собой: знание принципов сельскохозяйственного рынка вряд ли будет применимо в дизайнерском бюро.

Рассмотрим, какие бывают аналитики в современном бизнесе и чем одна специализация отличается от другой.

Аналитик данных

Аналитик данных — специалист, который делает бизнес, менеджмент, научные исследования и другие сферы более успешными.

Обычно аналитик данных необходим в компаниях, которые применяют data-driven-подход (то есть ориентируются на данные при принятии решений). Причем неважно, что именно делает компания, аналитик данных будет полезен в любой сфере.

Аналитик:

  • собирает информацию из разных источников и извлекает данные
  • классифицирует данные, сортирует, очищает от лишнего
  • приводит к единому виду и находит закономерности в массивах информации
  • делает из закономерностей выводы о текущем положении дел в компании, ее перспективах, слабых местах, а также прогнозирует развитие
  • визуализирует результаты анализа

Для решения этих задач аналитик может использовать языки программирования и запросов (Python и SQL) и пользоваться специальным ПО для визуализации (Tableau, Power BI).

Профессия аналитика данных

Хард-скилы аналитика данных:

  1. Понимание базовой теории вероятностей и математической статистики. Аналитик должен уметь проверять гипотезы, понимать ошибки, зависимость и независимость испытаний и так далее.
  2. Математическая культура. Если аналитик использует метод или алгоритм, он должен знать область его применимости.
  3. Продуктовое мышление. Уметь оцифровывать пользовательский опыт в метриках, а также видеть за метриками пользователей, пытающихся решить определенную задачу.
  4. Бизнес-мышление. Уметь оцифровывать бизнес-процессы компании и изменения рынка, связывать это воедино с продуктом и пользователями.
  5. Знание Python и умение писать SQL запросы для получения данных.
  6. Знание Microsoft Excel или Google Sheets для работы с данными в таблицах.
  7. Умение визуализировать данные в Power BI, Tableau или FineBI.

Бизнес-аналитик

Задачи бизнес-аналитика направлены на внедрение новых решений для улучшения процессов в компании и достижения целей. Этот специалист собирает и исследует данные, связанные с работой бизнеса. Среди таких данных структура бизнеса, финансовые показатели компании (доходы и расходы), количество и роли сотрудников. Бизнес-аналитик должен искать проблемы, формулировать и проверять варианты гипотез по их решению.

Профессия бизнес-аналитика

Хард-скилы бизнес-аналитика:

  1. Понимание бизнес-процессов и знание методологий разработки Agile и Scrum.
  2. Знание Microsoft Excel или Google Sheets для анализа данных.
  3. Знание программ для визуализации данных. Кроме упомянутых Tableau и Power BI — DataLense и Qlik Sense.
  4. Знание инструментов и программ для моделирования бизнес-процессов — Camunda и Bizagi.

Системный аналитик

Системные аналитики объединяют мир бизнеса и мир разработчиков. Они переводят требования бизнеса на язык, понятный программистам, которые будут разрабатывать нужные компании решения.

Профессия системного аналитика

Работа системных аналитиков делится на этапы:

  1. Определение потребностей бизнеса. Системный аналитик общается со стейкхолдерами, чтобы точно описать будущий функционал продукта.
  2. Составление ТЗ. После сбора требований системный аналитик собирает информацию в четкое и подробное техническое задание для разработчиков.
  3. Разработка и внедрение. Во время разработки, тестирования и после внедрения системный аналитик остается важным звеном между IT-отделом и бизнесом. Он помогает исправлять обнаруженные в приложении недочеты и внедрять обновления.

Помимо навыков коммуникации, командной работы и критического мышления, системный аналитик должен обладать техническими знаниями — от принципов разработки и архитектуры ПО до Agile и моделирования бизнес-процессов.

Продуктовый аналитик

Задача продуктового аналитика — исследование показателей конкретного продукта для их улучшения. Источником данных для продуктового аналитика является поведение пользователей: как они взаимодействуют с продуктом и сколько времени в нем проводят.

Профессия продуктового аналитика

Хард-скилы продуктового аналитика:

  1. Умение сегментировать аудиторию и проверять созданные гипотезы с помощью A/B-тестов.
  2. Понимание тенденций рынка и бизнес-процессов.
  3. Умение собирать и анализировать данные.
  4. Знание SQL для запросов к базе данных, Microsoft Excel и Python для анализа данных и автоматизации сбора.
  5. Умение визуализировать данные и создавать отчеты и дашборды в Power BI и Tableau.
  6. Знание систем аналитики, Google Analytics и «Яндекс Метрики».
  7. Понимание бизнес-метрик и юнит-экономики продукта. Умение работать с LTV и Retention.

Веб-аналитик

Узкое направление продуктового и дата-анализа, связанное с сайтами и веб-платформами. Специалист в этой области настраивает системы аналитики, выгружает данные и создает на их основе отчеты и презентации. Его цель — создание и проверка гипотез по улучшению эффективности рекламы и лендингов.

Профессия веб-аналитика

Хард-скилы веб-аналитика:

  1. Умение работать с рекламными счетчиками и аналитикой, настраивать и собирать данные с популярных инструментов анализа трафика на сайтах «Яндекс Метрики» и Google Analytics.
  2. Базовые знания интернет-маркетинга и интернет-рекламы для того, чтобы верно строить и проверять гипотезы.
  3. Умение визуализировать данные, знание инструментов Power BI и Tableau для удобного представления результатов работы.

Финансовый аналитик

Финансовый аналитик отвечает за экономическую составляющую компании. Он оценивает финансовое состояние компании, анализирует прибыль и расходы, а также возможные риски и прибыль от инвестиций компании. На основе исторических данных, а также используя машинное обучение и статистические методы, финансовый аналитик прогнозирует возможные финансовые показатели для планирования бюджета разработки инвестиционных стратегий.

Профессия финансового аналитика

Хард-скилы финансового аналитика:

  1. Знание экономики, принципов работы рынков и бизнеса, финансового управления.
  2. Владение программными инструментами, чтобы анализировать данные и строить предсказания: Python, Microsoft Excel, 1C.
  3. Умение визуализировать данные. Здесь тоже используются Tableau и Power BI.

Должен ли аналитик уметь программировать

В разных сферах аналитики предъявляют разные технические требования к кандидатам. В некоторых областях достаточно уверенной работы с таблицами. Они предлагают широкий функционал для обработки сырых данных и их визуализации.

Знание языка Python расширяет перечень задач, над которыми сможет работать аналитик. При работе с большими данными знание программирования просто необходимо. Не только для анализа и обработки, но и для оптимизации сбора информации. В веб-, бизнес-, продуктовой, системной и финансовой аналитике знание программирования не обязательно, но оно сильно выделит вас на фоне других кандидатов и сделает более востребованным специалистом. К счастью, изучить Python можно довольно легко за счет простого и логичного синтаксиса.

Другой полезный навык — умение работать с базами данных и обращаться к ним с помощью SQL. Это тоже простой для изучения язык, который позволяет общаться с хранилищем данных и быстро получать большие объемы собираемой информации о пользователях, заказах и т. д. Без SQL можно обойтись, но с его знанием шансы получить работу возрастают.


Софт-скилы аналитика

Коммуникативные навыки

Аналитикам нужно переводить задачи с языка бизнеса на технический язык или объяснять клиенту и стейкхолдерам сложные концепции простым языком. Важно уметь создавать понятные презентации, представлять результаты своих отчетов в доступном для всех уровней аудитории виде.

Аналитическое мышление

Это главный навык любого аналитика, вне зависимости от сферы. Такой специалист должен одновременно видеть общую картину и уделять внимание деталям. Развитое аналитическое мышление предполагает способность находить тенденции и паттерны, уметь делать прогнозы на основе имеющейся информации.

Адаптивность

Как и в любой работе, аналитики встречаются с ситуациями с высокой неопределенностью. Это могут быть и технические проблемы, и изменившиеся требования заказчика, и незнакомые задачи. Этот навык позволяет быстро находить решения в стрессовой ситуации и адаптироваться к меняющимся условиям.

Продуктовое мышление

Это подход, который позволяет исследовать продукт с точки зрения пользователя. Продуктовое мышление помогает принимать решения для улучшения их опыта использования.

Тайм-менеджмент

Аналитику любого уровня нужно уметь хорошо управлять множеством задач и проектов, соблюдая сроки. Для этого требуется способность приоритизировать задачи в зависимости от требований бизнеса и личных ресурсов.

Тайм-менеджмент: что это, принципы управления временем и планирования
Рассказываем про эффективное управление временем, принципы и техники тайм-менеджмента
Читать далее

Командная работа

Для аналитика взаимодействие с командой — неотъемлемая часть работы. Нужно много общаться с коллегами из других отделов — разработки, маркетинга, финансов. Для успешной командной работы важно уметь бережно давать и уверенно принимать обратную связь.

Умение учиться

IT-отрасль меняется и меняет мир вокруг. Появляются новые технологии и обновляются существующие инструменты. Аналитику нужно следить за трендами и осваивать новые навыки. Такая гибкость повышает качество работы и помогает оставаться востребованным на рынке труда.

Эмпатия

Способность понимать эмоции других людей и свои собственные помогает управлять уровнем стресса, разрешать конфликты, работать в команде и строить гармоничные профессиональные отношения с коллегами.


Сколько зарабатывает аналитик

Заработная плата аналитиков зависит от направления. Это связано с разным набором навыков. Аналитику данных нужно уметь программировать, в отличие от веб-аналитика, а финансовый аналитик должен глубоко понимать экономические процессы и финансовую сторону бизнеса.

Рассмотрим, сколько в среднем получают разные специалисты, работающие в Москве, на основе данных сервисов «Хабр Карьеры».

Аналитик данных

126 000 ₽

Бизнес-аналитик

141 000 ₽

Системный аналитик

192 500 ₽

Продуктовый аналитик

187 500 ₽

Веб-аналитик

159 000 ₽

Финансовый аналитик

145 898 ₽

Важно понимать, что это средняя зарплата, которая включает в себя данные вакансий как начинающих, так и продвинутых специалистов. Но выбирать профессию, ориентируясь только на зарплату, не самая лучшая идея. Деньги лишь на время станут мотиватором для работы и не спасут от выгорания в перспективе.

Если вы решили выбрать работу в области аналитики, но не уверены, в какой именно сфере хочется развиваться, логичным выбором будет изучение именно анализа данных. Навыки, которые используют дата-аналитики, применимы и в других видах анализа. Даже если это направление окажется не по душе, вы сможете переключиться на другую специализацию в IT — от разработки сайтов до создания нейросетей.


Топ востребованных профессий в IT
Разобрались, за что отвечает каждый IT-специалист и какие навыки ему нужны для работы
Читать далее

Как стать аналитиком

Обучение аналитике может проходить в рамках различных факультетов и специализаций, в зависимости от конкретной области аналитики и интересов студента.

На факультете информатики и вычислительной техники студенты изучают программирование, алгоритмы, базы данных, машинное обучение и искусственный интеллект, что является фундаментальной базой для аналитика данных. Факультет прикладной математики и статистики готовит специалистов в области статистического анализа, вероятностей, математического моделирования, что крайне важно для анализа данных и прогностического анализа. Экономический факультет или факультет управления дает знания в области бизнес-аналитики, экономической теории, финансов, маркетинга, управления проектами, что помогает анализировать бизнес-процессы и принимать обоснованные управленческие решения. На социологическом факультете изучают анализ социальных, психологических данных и тенденций поведения человека, а факультет международных отношений подходит для тех, кто заинтересован в аналитике в сфере глобальных тенденций, политики и экономики.

Из плюсов можно выделить структурированность программы, обратную связь от преподавателей и ассистентов, а также возможность обучения смежным направлениям в рамках получения высшего образования.

Изучение аналитики в университете имеет свои минусы: обучение может быть дорогостоящим, а технологии и инструменты в области аналитики данных развиваются очень быстро, и учебные программы не всегда успевают за этими изменениями. Некоторые университетские курсы сосредоточены на теории и уделяют слишком мало времени практической подготовке. Также получение высшего образования обычно занимает от трех до пяти лет, что может быть существенным недостатком для тех, кто хочет быстрее приступить к работе. Есть и другой путь – пройти специализированные курсы, которых сейчас довольно много на рынке.

Карьера продакт-менеджера

Освоите профессию в IT без программирования на реальных задачах и кейсах компаний. Средняя зарплата продакт-менеджера в РФ — 200 000 ₽. Через 6 месяцев после начала обучения сможете претендовать на позицию младшего менеджера по продукту с зарплатой от 105 000 ₽.

Стать продакт-менеджером ⚡️

Поделиться