Совсем нет. Важно знать, как и что работает, чтобы потом все делать по-своему. Мой курс в большей степени именно об этом: как с помощью всего вышеперечисленного ясно доносить свои мысли и идеи до аудитории, оставаясь верным себе. Многие думают, что есть какие-то закостенелые правила, сложившаяся и недвижимая конъюнктура, и что любые маркетинговые стратегии приводят тебя в мир сугубо коммерческой музыки. Вот будем выяснять, какие еще бывают перспективы. Современному артисту, особенно начинающему, нужно уметь все делать самому хотя бы на первых порах. А когда нужно будет нанимать помощников, ты уже будешь отлично себе представлять, как оценивать их работу. Как минимум станет ясно, что они умеют лучше или хуже тебя самого. Найти сразу отличных специалистов будет очень сложно, так что сначала придется много рутины брать на себя. В эпоху интернета лейблы стали необязательными, мы знаем примеры больших артистов, которые отлично справляются будучи сами себе лейблом. Но иногда здорово издаться где-то, где ты чувствуешь поддержку и правильную эстетику. Главное — понимать, действительно ли тебе это нужно, особенно когда имеешь дело с контрактами. Пока что я такой хранитель общей эстетики и настроения. Если я чувствую, что тут и там в присланном альбоме можно что-то поправить и улучшить, то обязательно предлагаю это автору. Я не претендую на непогрешимое экспертное мнение, скорее, это такой взгляд со стороны и притирка материала к лейблу.
Это длинный разговор. Примерно раз в год у меня меняется представление об этом. Глобально это значит постоянно держать свою творческую антенну включенной, все время собирать информацию и впечатления, знать, для чего они пригодятся. Был какой-то парень, который собирал на улицах заколки-невидимки. В какой-то момент он так наловчился, что видел их повсюду, и в итоге насобирал какое-то немыслимое количество. Вот у меня так же — источники вдохновения уже идут ко мне сами. Ну а потом что с ними делать? Вываливать на головы ни в чем не повинной публики. Вряд ли тут уместно слово «должны». Вкусы у всех разные. Сам я обожаю очень разные обложки, нет какого-то одного стиля, потому что и музыка разная — одному альбому подойдет буйство красок и сложная композиция, а другому достаточно маленькой надписи на белом фоне. Но если уж обложка удалась, то в этом мнении сходятся и профессионалы индустрии, и художники, и обыватели. Как это работает? Будем разбираться на одном из занятий.
Обложка альбома «Экономика». Все альбомы группы «Интурист» можно послушать [тут](https://inturistrf.bandcamp.com/).Первое, что приходит в голову — “Being Boring” Pet Shop Boys. Потрясающая работа, которую смотришь как супер классный сон. Насколько я знаю, его автор — фотограф, и это была его первая видеоработа. Изначальная идея, которую принесли музыканты, была совершенно другой. В общем, иногда нужно дать каким-то вещам сложиться самим. В итоге результат стал классикой.
Обычно понимаешь, кто победил, только спустя некоторое время. Когда ты погружен в процесс, очень сложно отделять одно от другого, как будто пишешь огромное полотно и не отходишь назад посмотреть на картину в целом. Но когда побеждает художник, каким-то невероятным образом и маркетинговые приколы становятся более удачными. Наверное, потому, что появляется больше странных и потому уникальных творческих решений. А все уникальное гораздо интереснее продвигать. Об этом тоже будем говорить, подстелим себе соломки, так сказать!